Главная страница | English | Бюллетень "Гражданская инициатива" | Публикации | Ссылки | О нас | Пишите нам | Карта сайта
< Предыдущая статья | Следующая статья > |
Интервью в Госдуме
Наш собеседник - консультант комитета по экологии Государственной Думы РФ Е.К.Нестеров. Он физик по образованию и является, пожалуй, самым авторитетным сотрудником этого комитета по федеральным законопроектам, связанным в той или иной степени с использованием атомной энергии. Евгений Константинович принимал и принимает самое непосредственное участие в подготовке Закона "Об обращении с радиоактивными отходами", поэтому именно к нему были обращены накопившиеся в ходе журналистского расследования вопросы.
РАДИОАКТИВНЫЕ ОТХОДЫ - ПОД ЗАКОН
- Евгений Константинович, Закон "Об обращении с радиоактивными отходами" очень нужен, но почему он до сих пор не принят?
- Собственно, еще в 1990 году съезд народных депутатов РСФСР в принятом постановлении охарактеризовал проблему обращения с радиоактивными отходами, как проблему особой государственной важности. К работе над соответствующим законом были привлечены ведущие специалисты страны от всех заинтересованных ведомств. Подготовленный проект Закона о государственной политике в области обращения с радиоактивными отходами в апреле 1993 года был принят обеими палатами Верховного Совета в первом чтении. Однако события октября 1993 года сказались и на ходе его дальнейшего рассмотрения. Ведь вскоре была принята и начала действовать новая Конституция Российской Федерации.
С началом функционирования Государственной Думы был дан новый импульс интенсификации процесса подготовки Закона, учитывая его крайнюю актуальность. В июле 1995 года он был принят Государственной Думой, а в августе того же года одобрен Советом Федерации и направлен на утверждение Президенту РФ. Голосование по данному закону в обеих палатах Федерального Собрания проводилось несколько раз. Однако Президент дважды накладывал вето и сейчас работает согласительная комиссия по доработке закона.
- На чем основывается концепция данного закона?
- Она строится на том, что обращение с радиоактивными отходами - это важнейший элемент атомной энергетики. Исходя из этого, в законе используются нормы, которые не позволяют запускать производство до того, как предприятие не продемонстрирует и не подтвердит соответствующими документами, что у него есть возможность дальнейшего обращения с полученными радиоактивными отходами, то есть имеется и финансовое обеспечение, и договор со специализированной организацией на приемку отходов. Главное в том, что по Закону сфера обращения с радиоактивными отходами отделяется от пользователя атомной энергии. Поэтому предусматривается создать федеральный орган исполнительный власти и соответствующие территориальные подразделения в субъектах Федерации, призванные осуществлять управление в области обращения с радиоактивными отходами.
- А как относится к этому Минатом? Наверное, категорически против?
- Да, со стороны этого министерства проявляется стремление сохранить монополизм в атомной отрасли. Поэтому его представители первоначально очень резко выступали и в какой-то степени еще продолжают выступать против создания независимого федерального органа по разработке и реализации государственной политики в области обращения с радиоактивными отходами, несмотря на положительный в этом плане опыт ряда зарубежных стран. Кроме того, со стороны оппонентов высказывается ряд сомнений в возможности практического осуществления отдельных положений закона, учитывая финансовые трудности в стране, хотя сами положения критике не подвергаются, поскольку они являются экологически оправданными и соответствуют международным рекомендациям.
- Значит, приближается время, когда атомные центры, включая наш Димитровградский НИИАР, наконец-то будут платить за радиоактивное загрязнение окружающей среды?
- Да, в большинстве западных стран, которые занимаются использованием атомной энергии, эта система оплаты приведена в действие давно. Она поставлена на законодательную основу. Ведь первые законы об использовании атомной энергии в западных странах появились в конце 50-х годов. И вопрос об обращении с радиоактивными отходами был выдвинут на первое место. Тем самым там как бы застолбили основые принципы в атомном законодательстве.
У нас же предприятия атомной промышленности ориентировались главным образом на продукцию. Отсюда мы с вами получили небезопасные технологии в самой сфере использования атомной энергии. Достаточно вспомнить катастофы, которые происходили на "Маяке" под Челябинском, в Томске-7 и в других местах. На том же "Маяке" радиоактивные отходы сливали на поверхность земли, в реку Течь, создавали водоемы. На наш взгляд, я имею ввиду экологов, совершенно безрассудно также закачивать жидкие радиоактивные отходы в недра.
- Вот и в Димитровградском НИИАРе, кроме хранилища для твердых РАО, имеется еще полигон для закачки жидких радиоактивных отходов в подземные водоносные пласты. Собранные мною сведения доказывают, что этот объект представляет огромную угрозу и окружающей природной среде, и населению. Нам нужно во чтобы то ни стало воспрепятствовать продолжению этой опасной политики Минатома.
- Согласно Конституции РФ ядерная энергетика находится в ведении федеральных органов государственной власти. Однако вопросы охраны окружающей среды, владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и природными ресурсами отнесены к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Поэтому Закон взаимоувязывает права и обязанности тех субъектов Федерации, на территории которых расположены атомные объекты в соответствии с конституционным статусом.
Особая роль отводится органам местного самоуправления. По нашему Закону предусматривается очень мастабное подключение граждан и общественных организаций к самому процессу, о котором мы говорим. Граждане по этому Закону имеют механизм воздействия на процесс, включая землеотвод, предварительное обсуждение проектов мест хранения, захоронения и транспортировки радиоактивных отходов и так далее. Прописаны также очень важные полномочия субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Фактически центру по этому Закону будет очень трудно решать вопрос с размещением радиоактивных отходов, если он не обеспечит полную гарантию их безопасности для региона.
- И все-таки меня, как и многих жителей Среднего Поволжья, особенно волнует полигон НИИАР. Как запретить его дальнейшую эксплуатацию?
- Для ответа давайте обратимся к разделу Закона, посвященного основам государственной технической политики в области обращения с радиоактивными отходами. Это статья 25. В частности, в ней предусмотрено запрещение удаления на поверхность земли, в естественные и искусственные водные объекты радиоактивных отходов в любом виде. Отдельным пунктом этой статьи прописан запрет на захоронение среднеактивных и высокоактивных отходов в жидком виде.
Хотя Президент в своем вето не выразил несогласия с запрещением закачки ЖРО в недра, но позиция Правительства, Минатома и, к сожалению, Минприроды такова, что они в принципе не против таких запретов, но этот вопрос не должен прописываться в законе, что он является частным вопросом технической политики и его должны решать органы исполнительной власти. То есть захоронение жидких радиоактивных отходов выдается за частный вопрос.
- Но продолжение закачки жидких радиоактивных отходов в недра может привести к гибели людей. Выдавать же действующие полигоны в трех атомных центрах России - Красноярске-26, Томске-7 и Димитровграде за сверхнадежные и безопасные - значит продолжать обманывать общество. Ведь когда в этих местах строились атомные центры, ни о какой закачке даже не помышлялось.
- Вы очень хороший аргумент привели. Действительно, как-то странно получается: сначала думали только о развертывании производства в этих местах. А когда встал вопрос о том, куда девать жидкие радиоактивные отходы, то вдруг рядом в недрах нашлись и подходящие пласты для закачки. Возможно, сейчас это безопасно, а в дальнейшей перспективе? Ведь жидкие радиоактивные отходы помещены туда навечно. А что с ними будет через сотни и тысячи лет? Могут сказаться и трещиноватость, и неустойчивость земной коры, и так далее. Это очень серьезный вопрос и вокруг него, мне кажется, будет принципиальный спор при доработке Закона.
ОТСТУПЛЕНИЕ.
Когда шла беседа с Е.К.Нестеровым, к нему в кабинет прибыл представитель Госатомнадзора России, начальник отдела научно-технического центра по ядерной и радиационной безопасности Р.Б.Шарафутдинов. Рашид Борисович выполняет роль своего рода связующего звена между Минатомом и рабочей группой по подготовке Закона "Об обращении с радиоактивными отходами", в состав которой он входит. Пользуясь его присутствием , удалось выяснить позицию атомного ведомства. Как я понял из пояснений, Министерство атомной энергии действительно вопрос о запрещении закачки ЖРО пытается перевести в разряд частных и не прописывать его в Законе. Проще говоря, мол, по каждому полигону Минатом вместе с соответствующими ведомствами будет разбираться индивидуально и только после этого будет выдаваться лицензия.
Тогда мне пришлось поведать своим собеседникам о том, как выдавалась лицензия на димитровградский полигон, какие подтасовки были при этом совершены (о некоторых фактах, собранных в ходе журналистского расследования, рассказывается в данном номере бюллетеня "Гражданская инициатива").
В заключении беседы Е.К.Нестеров сказал:
- Вы подняли серьезнейшие проблемы. Очень важно, как у нас здесь говорят, что мы услышали о них от представителя с места. Это свидетельствует о том, что начинает работать гражданское общество, когда сам гражданин с помощью предоставленных ему Конституцией полномочий пытается подтолкнуть государственные органы решать его проблемы. А в данном случае эти проблемы напрямую связаны с защитой прав жителей всего региона.
В приведенном вами примере с получением лицензии на продление сроков эксплуатации полигона и лицензии НИИАРу на водоснабжение населения я вижу вопиющее нарушение законодательства. Отчего это происходит? С одной стороны, конечно же, действуют субъективные факторы. Когда вопрос в общем виде на верху не решен, когда нет Закона об обращении с радиоактивными отходами, то есть возможность слукавить и в конце концов уйти от решения проблемы. С другой стороны, состоявшийся разговор еще раз убеждает, что Федеральный Закон "Об обращении с радиоактивными отходами" очень нужен и обществу, и России в целом.
< Предыдущая статья | Содержание | Следующая статья > |