Главная страница | English | Бюллетень "Гражданская инициатива" | Публикации | Ссылки | О нас | Пишите нам | Карта сайта


N3(4) 1999 г.
Содержание
< Предыдущая статья | Следующая статья >

Из опыта коллег

НКО: ПУТЬ К УСПЕХУ

В "Центр содействия гражданским инициативам" поступил второй выпуск сборника "РОССИЙСКИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: лучший практический опыт", подготовленный Институтом проблем гражданского общества. Название книги говорит само за себя. В ней собраны короткие материалы, повествующие о том, как общественные объединения решают свои проблемы и проблемы общества.

О первом выпуске названного издания мы рассказывали в одном из номеров бюллетеня "Гражданская инициатива". На этот раз вашему вниманию предлагается несколько коротких поучительных историй, взятых из второго выпуска сборника. Надеемся, что они вас заинтересуют и, может быть, в чем-то помогут.


ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ

И. Г. Захаров, исполнительный директор Благотворительного фонда
"Социальное партнерство", г. Москва

Прошедшей зимой мы провели несколько заседаний "круглых столов", которые, по мнению их участников, прошли успешно.

Большое внимание мы уделяем не только выбору темы для обсуждения, но и кругу его участников. На обсуждение темы "Общество и власть" удалось привлечь представителей законодательной власти города, работников префектуры и супрефектур Центрального округа, широкой общественности и прессы. По нашему приглашению в дискуссии участвовал депутат Госдумы Борщев В. В. Такой состав обеспечил рассмотрение проблем на нескольких властных уровнях, позволил лучше понять, почему инициативы администрации города и общественности порой не находят поддержки или даже тормозятся на федеральном уровне. В результате многие проблемы удалось более четко сформулировать, выявить позиции и выработать условия взаимодействия.

На организационной четкости подготовки и проведения "круглых столов" сказывается то, что письменные приглашения-оповещения о заседаниях мы дублируем личным разговором с потенциальным участником. С ним мы оговариваем возможный ход обсуждения, просим воздержаться от мелкотемья, бесполезных здесь взаимных упреков и рутинных просьб. Это повышает содержательность дискуссий и привлекает новых участников. Понятно, что на деловой разговор легче пригласить и СМИ. Журналистам мы обещаем помочь установить контакт с интересным собеседником, который в другое время бывает менее доступен. Такая забота повышает информационную отдачу, увеличивает число положительных публикаций, особенно важных, когда речь идет о спонсорах.

Чтобы повысить интерес представителей власти к участии в наших мероприятиях, мы устраиваем их в помещениях исполнительной власти, в основном в префектурах. Это играет определенную роль в привлечении внимания супрефектов и других чиновников.

Иногда мы выносим на обсуждение темы, которыми занимаются многие другие государственные и негосударственные организации. В таких случаях мы представляем неожиданный ракурс проблемы и предлагаем свои способы ее решения. Например, проблему альтернативной службы мы связали с добровольным желанием юноши поработать в социальной сфере и начали эксперимент по решению этой животрепещущей проблемы. Надеемся, что он даст интересные результаты, которые предполагаем обсудить на очередном "круглом столе".


ПОДДЕРЖКА ПРАВОЗАЩИТНЫХ ИНИЦИАТИВ

А. С. Пудова, директор Калужского регионального Исследовательского центра по правам человека,
г. Обнинск, Калужская обл.

Важнейшими задачами нашего Центра являются развитие системы общественной правозащиты, поддержка правозащитных инициатив и пропаганда правозащитных идей.

Поскольку без массового участия населения две первые задачи решить невозможно, мы сосредоточились на пропаганде идей по защите прав и свобод человека. Так как многие считают, что права человека - это что-то очень далекое от повседневной жизни, мы должны были доказать, что это не так. Решили сделать это, взявшись за решение жизненных вопросов, актуальных для жителей области.

Так в 1996 - 1998 г., когда сложилась тревожная ситуация с выплатой детских пособий, мы много раз обращались к представителям исполнительной власти, в судебные инстанции с исками, выступали в городской и областной печати, на радио и телевидении. В результате ситуация была нормализована, а люди, убедились, что именно деятельность правозащитников помогла им получить законные льготы и пособия и отстоять их права.

В 1995 г. Центр начал судебное производство по отмене ведомственного указания Министерства социальной защиты населения, вводившего возрастной ценз для некоторых категорий тружеников тыла в годы ВОВ. В результате наших усилий дискриминационное указание было отменено. Теперь к нам по-другому стали относились и ветераны тыла.

А в 1998 г. ответственным секретарем Центра Е. А. Шепелевой была разработана методика оформления приватизации жилой площади в семейных общежитиях, использование которой помогает людям, проживающим в семейных общежитиях, получить жилье в собственность.

Эти действия, решившие насущные проблемы большого числа людей, изменили их взгляд на правозащитную деятельность, и теперь мы имеем ощутимую поддержку жителей области.


КАК СКАУТОВ "ПРОПИСЫВАЛИ"

С. Ю. Гелло, комиссар Ассоциации девочек-скаутов, г. Волгоград

В начале работы ассоциации нам очень мешало сложившееся еще в советское время представление о скаутском движении как о "буржуазном", "военизированном", "религиозном" - словом, "чуждом нашему образу жизни". Это стало препятствием на пути расширения деятельности нашей организации, создавало определенные трудности во взаимоотношениях с местными властями, а также с родителями девочек членов организации.

Между тем организации скаутов действовали еще в дореволюционной России и были весьма популярны. Это интересная и эффективная форма работы с детьми, вырабатывающая у них чувство коллективизма, ответственности, способствующая приобретению различных полезных навыков. Значение скаутских организаций, как, впрочем, и других общественных объединений, возрастает особенно сейчас, когда государство фактически самоустранилось от работы с детьми и многие из них предоставлены самим себе.

Чтобы разрушить стереотипы, мы вынуждены были начать широкую разъяснительную работу. Для этого установили контакты с местными СМИ и организовали в них публикацию материалов о нашей организации, ее целях и программах. На Волгоградском телевидении вышло три передачи об ассоциации, несколько раз мы участвовали в программах местной радиостанции "Новая волна", в городском саду работала наша агитбригада, знакомя ребят с типичными скаутскими играми, а многие волгоградцы узнали о нас в ходе празднования Дня города.

Постепенно наши усилия стали приносить результаты. Люди начали интересоваться скаутской моделью работы, и мы Разработали систему семинаров и тренингов, в которых могут участвовать все заинтересованные. Эта работа продолжается и сейчас, потому что стереотипы оказались необыкновенно устойчивыми.


ПРЕССА ПОМОГАЕТ

Э. В. Лукашева, менеджер программ Центра развития некоммерческих организаций,
г. Санкт-Петербург

Далеко не все вновь создаваемые организации придают должное значение работе со средствами массовой информации, ошибочно полагая, что СМИ сами должны узнавать об их деятельности и информировать о ней общественность. Недооценка важности работы со СМИ ограничивает возможности организаций популяризировать свою деятельность, повышать свой авторитет и решать многие вопросы.

Чтобы продемонстрировать это, наш Центр провел двухдневный семинар на тему "От глухой неизвестности - к громкой славе" для представителей НКО, в ходе которого наряду с чисто теоретическими занятиями была проведена настоящая пресс-конференция. Мы заранее подготовили и разослали в СМИ пресс-релиз о якобы создании некоей новой общественной организации - Ассоциации в защиту буквы "А". Цели этой ассоциации, говорилось в пресс-релизе, заключаются в борьбе с утверждением, что в русском языке нет ни одного слова, начинающегося с буквы "А", имеющего русское происхождение, кроме нескольких восклицаний. На пресс-конференцию пришли корреспонденты некоторых местных газет и новостных агентств, которые ознакомились с планом мероприятий, намеченных ассоциацией, и получили ответы на свои вопросы. В общем, все прошло так, как мы задумали.

Информация о создании новой организации появилась во многих изданиях и даже прошла по каналам ИТАР-ТАСС. Публикации продолжались в течение двух месяцев, хотя мы и признались, что это была игра, специально подготовленная к семинару, и что никакой ассоциации на самом деле не существует.

Так участники семинара на практике убедились, какие результаты может принести умелая организация работы со СМИ.


< Предыдущая статья Содержание Следующая статья >

Hosted by uCoz