Главная страница | English | Бюллетень "Гражданская инициатива" | Публикации | Ссылки | О нас | Пишите нам | Карта сайта
N2(6) 2000 г. | ![]() |
Содержание < Предыдущая статья | Следующая статья > |
Общественные слушания
НЕОБХОДИМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ |
А.Каплин, сопредседатель Ассоциации экологических общественных объединений Ульяновской области
Представляем выступающего: А.Е. Каплин по образованию юрист. После окончания юрфака МГУ и соответствующей стажировки он стал работать адвокатом. Причем защита прав граждан на благоприятную окружающую среду стала одним из основных направлений его деятельности. Александр Евгеньевич, например, участвовал в защите общественных интересов жителей города Ульяновска в борьбе против строительства линии ЛЭП-220 кВ в жилой зоне. Суд запретил строительство. А.Е.Каплин также участвовал в судебном процессе против эксплуатации автостоянки на территории городского парка "Молодежный" в г.Ульяновске, оказывал юридическую помощь жителям р.п. Карсун при решении вопроса о запрете производственной деятельности в водоохранной зоне, провёл ряд дел на досудебных стадиях рассмотрения природоохранных споров. |
В результате производства оружейных ядерных материалов, работы атомных электростанций и научно-исследовательских институтов, деятельности предприятий ядерного топливного цикла и других объектов на территории России накоплено значительное количество радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива, обращение с которыми представляет серьезную угрозу для населения и всего живого.
Целью государственной политики в современных условиях должны стать минимизация радиационного воздействия на человека и среду его обитания. Путей несколько, в том числе обеспечение максимальной безопасности при обращении с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, проведение специальных мер по радиационной защите населения и реабилитации загрязненных территорий, по физической защите ядерных материалов и ядерных установок и так далее. Однако в нынешней ситуации, когда страна находится в финансовом кризисе, когда атомная энергетика переживает далеко не лучшие времена, проектирование и введение в строй новых объектов, а также внедрение опасных технологий, таких как использование МОКС-топлива, не представляется возможным. Это чревато очень серьезными последствиями.
Поясню как юрист. Социально приемлемым условием в случае оценки риска возможных тяжелых аварий с радиоактивными выбросами катастрофического уровня является полное исключение подобных аварий, что возможно только при условии отсутствия самого источника таких аварий. А в случае возможных радиационных инцидентов в НИИ атомных реакторов с оружейным плутонием социальные меры защиты населения и организация его жизнедеятельности в условиях повышенного радиационного воздействия будут означать всего лишь, что государство в лице своих ведомств или предприятий частично "возместит причиненный ущерб или иным образом загладит вред, причиненный в результате преступления".
Вот почему прежде чем переходить к развитию новых направлений и технологий, таких как использование МОКС-топлива, необходимо решить несколько задач. Это, в частности:
Выше перечислена только часть серьезнейших проблем, решения которых требует уже нынешнее положения дел. Вот почему о дальнейшем расширении предприятий атомной энергетики, в том числе НИИАРа, пожалуй, пока и думать не следует.
К сожалению, проблема использования оружейного плутония в Ульяновской области стоит особенно остро. На базе НИИ атомных реакторов производится фактически промышленная переработка этого радиоактивного вещества, опаснейшего для людей и окружающей среды. Для того, чтобы активнее противостоять осуществлению опасных работ с плутонием, нам, представителям общественности, надо действовать как можно активнее и настойчивее. Ни в коем случае не должны стоять в стороне и местные органы власти.
По действующему ныне законодательству для производства и применения на базе НИИАРа МОКС-топлива необходимо проведение экологических экспертиз. По нашему убеждению, требуется не только федеральная государственная экологическая экспертиза, но и в обязательном порядке не менее двух не зависимых друг от друга, а самое главное независимых от атомного министерства и заинтересованных структур, общественных экологических экспертиз. Они должны дать все ответы на вопросы, связанные с использованием новой технологии и оборудования для производства МОКС-топлива. Насколько известно, до сих пор такие экспертизы не проводились, а это значит законность работ по производству и применению МОКС-топлива на базе НИИ атомных реакторов весьма сомнительна. Доводы атомщиков, что НИИАР не вводит в строй ни каких новых объектов и оборудования, а использует давно действующее, что сама технология уже апробирована, нельзя считать правомерными.
Конечно, у руководства НИИАРа может быть и такой аргумент: мол, это всего лишь научно-исследовательские работы. Однако, по имеющимся сведениям, через этот атомный центр для производства МОКС-топлива всего прошло уже около 600 килограммов плутония (и энергетического, и оружейного). Так неужели этот огромный объем сверхопасного радиоактивного вещества следует считать всего-навсего опытно-исследовательской партией?!
Конечно, отсутствие ответа на данный вопрос в действующем законодательстве позволяет руководству НИИАРа не проходить процедуру государственной экологической экспертизы, а еще точнее, избежать её принудительного прохождения. Собственно, трудно представить, чтобы какое-то подразделение атомного ведомства добровольно, в целях обеспечения ядерной безопасности согласилось бы на независимый экологический контроль. Этого надо добиваться нам, жителям региона, чему должно способствовать и проведение общественных слушаний по проблеме использования оружейного плутония "Центром содействия гражданским инициативам".
На наш взгляд, выход может быть только один - плутоний сегодня можно только хоронить вместе с радиоактивными отходами и ни в коей мере не перерабатывать.
< Предыдущая статья | Содержание | Следующая статья > |