Главная страница | English | Бюллетень "Гражданская инициатива" | Публикации | Ссылки | О нас | Пишите нам | Карта сайта


N2(6) 2000 г. Содержание
< Предыдущая статья | Следующая статья >

Общественные слушания

НЕОБХОДИМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ

А.Каплин, сопредседатель Ассоциации экологических общественных объединений Ульяновской области

Представляем выступающего:

А.Е. Каплин по образованию юрист. После окончания юрфака МГУ и соответствующей стажировки он стал работать адвокатом. Причем защита прав граждан на благоприятную окружающую среду стала одним из основных направлений его деятельности. Александр Евгеньевич, например, участвовал в защите общественных интересов жителей города Ульяновска в борьбе против строительства линии ЛЭП-220 кВ в жилой зоне. Суд запретил строительство. А.Е.Каплин также участвовал в судебном процессе против эксплуатации автостоянки на территории городского парка "Молодежный" в г.Ульяновске, оказывал юридическую помощь жителям р.п. Карсун при решении вопроса о запрете производственной деятельности в водоохранной зоне, провёл ряд дел на досудебных стадиях рассмотрения природоохранных споров.

С 1998 года А.Е.Каплин - председатель Ульяновского социально-экологического общественного фонда "ХАГАЛ", участник Российской сети юристов-экологов. После объединения фонда "ХАГАЛ" с Ульяновским общественным фондом "Экологическое содействие" он является вице-президентом последнего, обеспечивает также юридическое сопровождение деятельности общественной службы охраны окружающей среды при фонде. Были осуществлены такие мероприятия, как рейды по соблюдению природоохранного законодательства общественными инспекторами ОСООС, рейд по водоохранной зоне рек Свияга и Волга с целью выявления мест захламления и несанкционированного сброса отходов, мойки автомобилей, рейд по выявлению фактов сжигания отходов в контейнерах на Центральном рынке г.Ульяновска и так далее.

Ниже печатается выступление А.Е.Каплина по проблеме использования оружейного плутония на базе НИИАРа.

В результате производства оружейных ядерных материалов, работы атомных электростанций и научно-исследовательских институтов, деятельности предприятий ядерного топливного цикла и других объектов на территории России накоплено значительное количество радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива, обращение с которыми представляет серьезную угрозу для населения и всего живого.

Целью государственной политики в современных условиях должны стать минимизация радиационного воздействия на человека и среду его обитания. Путей несколько, в том числе обеспечение максимальной безопасности при обращении с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, проведение специальных мер по радиационной защите населения и реабилитации загрязненных территорий, по физической защите ядерных материалов и ядерных установок и так далее. Однако в нынешней ситуации, когда страна находится в финансовом кризисе, когда атомная энергетика переживает далеко не лучшие времена, проектирование и введение в строй новых объектов, а также внедрение опасных технологий, таких как использование МОКС-топлива, не представляется возможным. Это чревато очень серьезными последствиями.

Поясню как юрист. Социально приемлемым условием в случае оценки риска возможных тяжелых аварий с радиоактивными выбросами катастрофического уровня является полное исключение подобных аварий, что возможно только при условии отсутствия самого источника таких аварий. А в случае возможных радиационных инцидентов в НИИ атомных реакторов с оружейным плутонием социальные меры защиты населения и организация его жизнедеятельности в условиях повышенного радиационного воздействия будут означать всего лишь, что государство в лице своих ведомств или предприятий частично "возместит причиненный ущерб или иным образом загладит вред, причиненный в результате преступления".

Вот почему прежде чем переходить к развитию новых направлений и технологий, таких как использование МОКС-топлива, необходимо решить несколько задач. Это, в частности:

Выше перечислена только часть серьезнейших проблем, решения которых требует уже нынешнее положения дел. Вот почему о дальнейшем расширении предприятий атомной энергетики, в том числе НИИАРа, пожалуй, пока и думать не следует.

К сожалению, проблема использования оружейного плутония в Ульяновской области стоит особенно остро. На базе НИИ атомных реакторов производится фактически промышленная переработка этого радиоактивного вещества, опаснейшего для людей и окружающей среды. Для того, чтобы активнее противостоять осуществлению опасных работ с плутонием, нам, представителям общественности, надо действовать как можно активнее и настойчивее. Ни в коем случае не должны стоять в стороне и местные органы власти.

По действующему ныне законодательству для производства и применения на базе НИИАРа МОКС-топлива необходимо проведение экологических экспертиз. По нашему убеждению, требуется не только федеральная государственная экологическая экспертиза, но и в обязательном порядке не менее двух не зависимых друг от друга, а самое главное независимых от атомного министерства и заинтересованных структур, общественных экологических экспертиз. Они должны дать все ответы на вопросы, связанные с использованием новой технологии и оборудования для производства МОКС-топлива. Насколько известно, до сих пор такие экспертизы не проводились, а это значит законность работ по производству и применению МОКС-топлива на базе НИИ атомных реакторов весьма сомнительна. Доводы атомщиков, что НИИАР не вводит в строй ни каких новых объектов и оборудования, а использует давно действующее, что сама технология уже апробирована, нельзя считать правомерными.

Конечно, у руководства НИИАРа может быть и такой аргумент: мол, это всего лишь научно-исследовательские работы. Однако, по имеющимся сведениям, через этот атомный центр для производства МОКС-топлива всего прошло уже около 600 килограммов плутония (и энергетического, и оружейного). Так неужели этот огромный объем сверхопасного радиоактивного вещества следует считать всего-навсего опытно-исследовательской партией?!

Конечно, отсутствие ответа на данный вопрос в действующем законодательстве позволяет руководству НИИАРа не проходить процедуру государственной экологической экспертизы, а еще точнее, избежать её принудительного прохождения. Собственно, трудно представить, чтобы какое-то подразделение атомного ведомства добровольно, в целях обеспечения ядерной безопасности согласилось бы на независимый экологический контроль. Этого надо добиваться нам, жителям региона, чему должно способствовать и проведение общественных слушаний по проблеме использования оружейного плутония "Центром содействия гражданским инициативам".

На наш взгляд, выход может быть только один - плутоний сегодня можно только хоронить вместе с радиоактивными отходами и ни в коей мере не перерабатывать.


< Предыдущая статья Содержание Следующая статья >