Главная страница | English | Бюллетень "Гражданская инициатива" | Публикации | Ссылки | О нас | Пишите нам | Карта сайта
N2(6) 2000 г. | ![]() |
Содержание < Предыдущая статья | Следующая статья > |
Обращение
ПОБЕДА АНТИЯДЕРНОГО ДВИЖЕНИЯ
"Большая восьмерка" отказалась поддержать планы США и России по переработке оружейного плутония
В ходе саммита на Окинаве Президенты Клинтон и Путин предложили остальным членам "Большой восьмерки" поддержать их соглашение по переработке оружейного плутония в МОКС-топливо для АЭС и, соответственно, разделить финансовые затраты на этот проект, оцениваемый для России в 2 млрд. и для США в 3 млрд. долларов. |
Обращение
представителей неправительственных экологических организаций - участников IV международной радиоэкологической конференции "Утилизация плутония: проблемы и решения", состоявшейся в Красноярске 5-10 июня 2000 года, к странам "Большой восьмерки"
4 июня 2000 г. Президенты Клинтон и Путин подписали политическое Соглашение о переводе в ядерное топливо 60 метрических тонн плутония, высвобождаемого в процессе ядерного разоружения. Во время предстоящей встречи "Большой восьмерки" в Окинаве они будут просить Вас поддержать эту программу. Признавая необходимость перевода плутония в неоружейную форму, мы, тем не менее, считаем, что выбранный нашими Президентами путь использования плутония - крайне неверное решение. Переход к плутониевой экономике опасен с точки зрения загрязнения окружающей среды, режима нераспространения, безопасности, а также по экономическим и политическим причинам.
Мы обращаемся к Вам как к представителю страны, входящей в "Большую восьмерку", не оказывать какой-либо поддержки этому соглашению, по крайней мере, до проведения собственных исследований его безопасности.
Причин нашего обращения к Вам несколько.
Во-первых, мы не должны забывать уроки Чернобыля. Эта катастрофа стала причиной радиоактивного загрязнения многих стран и еще долгие годы будет подвергать опасности население Украины, Белоруссии и России. Люди многих стран заплатили высокую цену за увеличение угрозы здоровью и окружающей среде. На реакторах, которые предполагается использовать в этой программе, могут произойти инциденты подобного рода. В свете проблем безопасности важно подчеркнуть, что именно США настаивали на использовании оружейного плутония в легководных реакторах, в то время как Минатом России предпочитал использовать для этой цели бридеры. Упомянутое нами Соглашение включает широкое использование легководных реакторов в России. Регулирование будет опираться на национальные стандарты безопасности. Таким образом, США пока не взяли на себя ответственность за последствия возможной аварии на ВВЭР. В итоге это может вызвать, в дополнение к экологическим проблемам и проблемам охраны здоровья, также и политические осложнения.
Легководные реакторы России и США конструктивно не были рассчитаны на использование уран-плутониевого (иначе называемого МОКС) топлива. Но именно это является ключевым моментом подписанного Соглашения. Российские легководные реакторы ВВЭР-1000 имеют множество проблем с безопасностью, которые до сих пор не были проанализированы и публично признаны Минатомом. Российский реактор БН-600, который также планируется использовать в программе, тоже имеет проблемы с безопасностью. И, наконец, Минатом уже заявил о намерении продлить сроки эксплуатации этих реакторов сверх установленных норм. Особое беспокойство вызывает то, что проблемы с безопасностью реакторов не были разрешены до подписания Соглашения.
Во-вторых, субсидирование инфраструктуры МОКС-топлива в России будет способствовать созданию Минатомом "плутониевой экономики", что будет иметь отрицательные последствия, как для России, так и для всего мира.
В-третьих, ситуацию США можно оценить как неустойчивую. Комиссия по ядерному регулированию США не обеспечила соответствующего надзора при выборе реакторов, на которых планируется использовать плутониевое топливо. Вместо этого Комиссия позволила коммерческим интересам владельцев станций доминировать в этом процессе, позволив любому владельцу реакторов участвовать в борьбе за МОКС-контракт. Это достойно сожаления и показывает: что вопросы безопасности не являются приоритетными.
![]() |
На IV международной радиоэкологической конференции в Красноярске |
Этим опасным планам есть альтернатива. Плутоний может быть иммобилизован в форме, которая сделает невозможным его использование в ядерном оружии. Мы обращаемся к Вам, так как считаем, что именно этот вариант должен быть выбран как предпочтительный. США предполагают использовать этот метод, но лишь для небольшой части излишком плутония (8 тонн), в то время как Россия не предполагает использовать этот метод вообще. Это означает, что если в рамках Соглашения 4 июня в России не будет создана инфраструктура иммобилизации плутония, то она никогда не будет создана в рамках национальных программ. Экономическое состояние России дает повод для сомнений, что эта инфраструктура будет создана в обозримом будущем. Финансовой основой отказа России от МОКС-топлива должна стать компенсация в размере рыночной стоимости этого топлива. Это позволит избежать развития плутониевой экономики в России, что оправдает дополнительные вложения. Такой подход может оказаться ключевым с точки зрения обеспечения сотрудничества с Российским правительством.
Обсуждение проблем, связанных с обращением с плутонием в США и России, не должно ограничиваться техническими подходами. Действия, которые Вы предпримите, окажут глубокое влияние на окружающую среду, ядерное нераспространение и разоружение, а также энергетическую политику на многие десятилетия вперед. До того, как вы примите решение, к которому Вас склоняют две самых сильных ядерных державы, мы просим Вас провести детальный анализ всей проблемы. Поскольку это решение будет иметь далеко идущие последствия для всех стран мира, этот анализ должен включать публичные слушания и другие формы участия общественности.
Мы будем признательны, если Вы положительно воспримите наше обращение и найдете возможность встречи с нашими представителями до или во время саммита "Большой восьмерки" в Окинаве. На этой встрече мы хотели бы представить факты и анализ, который существенно отличается от информации, представленной правительствами США и России. Уважая техническую и научную добросовестность и демократические механизмы принятия решений, мы настаиваем на учете общественного мнения в столь важный поворотный момент мирового развития.
< Предыдущая статья | Содержание | Следующая статья > |