Главная страница | English | Бюллетень "Гражданская инициатива" | Публикации | Ссылки | О нас | Пишите нам | Карта сайта
< Предыдущая статья | Следующая статья > |
НКО: в чём сила?
ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ, ДРУЗЬЯ...
В идеале некоммерческая организация (сокращенно НКО) - это прежде всего объединение единомышленников, действующих на основе инициативы снизу для успешной реализации поставленных задач, во имя блага людей или общества в целом, а не ради денег и прибыли.
Конечно, создание высокоэффективной общественной организации - дело очень непростое. Еще больше проблем возникает в ходе развертывания деятельности. Редакция бюллетеня "Гражданская инициатива" и Димитровградский "Центр содействия гражданским инициативам" на основе приобретенного опыта, методических разработок московских специалистов, коллег из других регионов подготовили серию статей по обозначенной теме. В частности, в публикуемом ниже материале даются советы и рекомендации по созданию некоммерческой организации, по организации труда сотрудников, по работе с прессой.
У ИСТОКОВ НКО
Как обычно создается некомерческая организация? Да почти как все в этой жизни. Собирается группа людей, объединенных одной идеей или находится один неравнодушный, заинтересованный человек, который собирает единомышленников. Иногда в результате появляется коммерческая структура, иногда все заканчивается базаром, иногда - на свет рождается новая некоммерческая организация. Все зависит от идеи и от лидера. А еще - от людей, от того, что и как они делают для достижения цели.
Каков он, лидер? Чаще в группе людей, которые собираются создать некоммерческую организацию, лидер появляется сам собой. Нередко именно от него не только исходит инициатива объединиться, но и он же начинает действовать - назначает место встречи, собирает нужные документы и так далее.
Важный момент - ваша группа, даже если в ней только три человека, должна на встрече согласиться, что этот человек будет пока руководить, и впоследствии станет председателем или директором. А лучше официально выбрать временного руководителя, чтобы он имел законное право управлять работой до принятия устава. Настоящий лидер - это не тот человек, который громче всех кричит на собрании или больше всех суетится. Лидер - это человек, способный взять на себя ответственность за организацию и определение пути продвижения вперед, способный увлечь людей идти по этому пути.
Выборы даже временного руководителя - дело тонкое. Часто случается, что остальные хотели бы видеть руководителем совсем не того, кто бегает с бумагами, а того, кто пока сидит в сторонке, но обладает либо необходимыми знаниями, либо потенциалом. Этот вопрос можно обсудить. Открыто и доказательно.
Для примирения интересов - например, энтузиазм одного и знания другого - можно выбрать гибкую систему управления. Такую руководящую связку, как председатель и со-председатель или председатель и исполнительный директор. Структура некоммерческой организации хороша тем, что предполагает достаточно большую свободу в выборе формы управления. Подумав немного, вы найдете такую, когда интересы и возможности ваших энтузиастов и знатоков будут учтены.
Конфлик интересов, неспособность договориться, отсутствие четкой структуры и власти в организации - все эти "издержки роста" уже погубили десятки прекрасных идей и проектов.
КОГО ПРИГЛАШАТЬ В ПОМОЩНИКИ?
Интересы участников некоммерческой организации могут быть разные. Это может быть:
ДОБРОВОЛЬЦЫ - ТОЖЕ СИЛА
Подбирая в свою некоммерческую организацию постоянных или временных сотрудников, определите для себя, а потом объясните кандитатам, на какой срок работы они могут рассчитывать.
Если же денег на зарплату нет, надо решить для себя, будут ли деньги в будущем. Бывает так, что начинающая организация не имеет средств на выплату зарплаты, но в перспективе предполагает ее выплачивать. Все сотрудники работают на то, чтобы зарплата была. Соответственно, подбирая людей, вы должны объяснить им, во-первых, зарплата будет; во-вторых, она будет, например, примерно через полгода или год; в-третьих, могут ли они повлиять на сокращение срока работы без оплаты и каким образом.
Разумеется, если вы не знаете, где взять деньги, если вы не уверены, что в ближайшую пятилетку вы что-то наскребете на сотрудников, лучше не обещать вовсе. Когда денег нет и не предвидеться или вы не собираетесь создавать штатную структуру, тогда ищете людей, которые согласяться работать без зарплаты и не будут от этого страдать. Ищите добровольцев. Конечно, вам, может быть, придется многим пожертвовать. Добровольцы часто не имеют возможности работать полный рабочий день пять раз в неделю. Соответственно весь ваш план и график должен учитывать особенности работы с бесплатными помощниками.
СМИ - ВАЖНЕЙШИЕ ПОСРЕДНИКИ
В завершающей главе нам хотелось бы особо остановиться на проблеме сотрудничества НКО со средствами массовой информации. Ведь от этого зависит успех проведения запланированной кампании или акции и эффективность деятельности некоммерческой организации в целом.
Есть даже такое мнение, что информационное обеспечение акции - задача первостепенной важности, ибо можно провести акцию без какого-либо технического оборудования или снаряжения, практически без денег, с минимальным количеством людей (проводились акции и силами одного человека), но невозможно провести ее без знаний о проблеме и о том, что и как необходимо сделать для ее решения.
Как правило, работа по информационной подготовке акции включает в себя поиск и сбор собственно информации, ее систематизацию и анализ, а затем распространение своих материалов, в том числе листовок, пресс-релизов, требований и предложений к властям и т.д. У каждого из этих видов информационного обеспечения есть свои особенности. Что же касается работы с прессой, то здесь надо учитывать такие условия.
Первое. Поддерживайте контакт с журналистами, заинтересованными проблематикой, которой занимается ваша организация. Просматривая периодические издания, заведите "банк данных" журналистов, пишущих на интересующие вас темы.
Второе. Установлению и укреплению контактов обычно помогает регулярная рассылка информации журналистам.
Третье. Ваша информация должна быть свежа, достоверна и интересна.
В качестве примера давайте рассмотрим, как готовить пресс-релизы, посредством распространения которых можно доводить до прессы и приятные, и неприятные новости.
По установившимся правилам и для лучшего восприятия информации пресс-релизы строятся по принципу перевернутой "пирамиды" - так же, как и большинство статей в газетах, - а именно: в самом начале в одном-двух абзацах излагается краткая и наиболее важная информация о событии (в этих строчках обычно сообщается ЧТО происходит, КТО участвует, ГДЕ происходит, КОГДА и, возможно, ПОЧЕМУ и КАК) , а в последующих абзацах даются подробности, разъяснения и комментарии.
По объему пресс-релиз должен быть не более одной-двух страниц. Конечно же, в самом верху должно быть обозначение, что это - пресс-релиз такого-то общественного объединения, поставьте дату, чтобы журналист знал, во-первых, что это действительно оперативная информация, и, во-вторых, к какому времени относится информация.
Придумайте точный и броский заголовок, выделите шрифтом. Сам текст старайтесь писать короткими предложениями, избегайте непонятных слов, давайте обязательно точную, выверенную информацию. Сообщая к основному факту дополнительные сведения, приведите мнение своего лидера или эксперта в виде цитаты, коротко выскажитесь о возможных перспективах развития событий , изложите требования своей организации.
Не забудьте указать в конце пресс-релиза свои контактные телефоны и адрес организации - у журналистов может появиться необходимость созвониться или встретиться с вами, что-то уточнить или провести с вами интервью.
Средства массовой информации - это важнейшие посредники между вами и огромным количеством людей, которые читают, слушают, смотрят. Старайте не забывать об этом канале и польза будет непременно как для вашей организации, так и для общества.
< Предыдущая статья | Содержание | Следующая статья > |