Главная страница | English | Бюллетень "Гражданская инициатива" | Публикации | Ссылки | О нас | Пишите нам | Карта сайта


N1(2) 1999 г.
Содержание
< Предыдущая статья | Следующая статья >

Закон и референдум

КТО ХОЗЯИН НАШЕЙ ЖИЗНИ - МЫ САМИ ИЛИ МИНАТОМ?

ЧЕМУ УЧИТ РЕФЕРЕНДУМ В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

История проведения референдума по вопросу строительства Костромской АЭС заинтересовала многих жителей нашего региона. Да это и понятно. Ведь амбиции Минатома распространяются очень широко. А в нашей Ульяновской области они особенно ощутимы не только на словах, но и на деле. Именно здесь в Среднем Поволжье действует крупный атомный исследовательский центр с 7 реакторами, с полигоном по закачке в недра жидких радиоактивных отходов и несколькими другими ядерно опасными объектами. Причем все эти объекты были построены когда-то без какого-либо согласия населения, а лишь по согласованию с властями, то есть с чиновниками, занимавшими руководящие кресла. А теперь выясняется, что Димитровградский НИИ атомных реакторов "посажен" рядом с двумя пересекающимися тектоническими разломами, где, по существующим правилам, строить реакторы запрещено. Рядом находится залив Волги (в него даже стекают промстоки НИИАРа), который, если действовать по правилам, тоже должен бы стать преградой для строительства реакторов. Но, увы, объекты, построенные в секрете от населения в период закрытости атомной отрасли нашей страны, продолжают действовать. Хуже того, недавно стало известно, что в головах руководителей Минатома зреет идея о строительстве под Димитровградом АЭС. И, как было заявлено на прошедшей в Димитровграде научно-технической конференции Ядерного общества России "Региональная энергетика: ядерные и неядерные решения", вопрос о строительстве новых АЭС должны решать прежде всего специалисты ведомств и органы власти на местах, но никак не население и тем более не с помощью референдумов (об этом читайте на 8-й стр. бюллетеня). Невольно хочется яростно протестовать: кто же хозяин нашей жизни - мы сами или Минатом?!

По мнению редакции информационного бюллетеня "Гражданская инициатива", весьма поучителен опыт проведения референдума в Костромской области по вопросу строительства АЭС, где 87 процентов участвовавших в референдуме в декабре 1996 года сказали "нет" атомной станции. Об этом рассказывается в публикуемом ниже выступлении сопредседателя Костромского движения "Во имя жизни" Т.И.Добрецовой (по данной теме она делалась опытом и своими размышлениями на семинарах в Челябинске, Москве, в интересном альманахе для экологов "Участие"). Мы, жители региона, должны быть готовы к тому, что навязывание строительства атомной электростанции под Димитровградом может развернуться с большой силой в любой момент. Тем более что по поводу строительства АЭС настойчиво протестует преобладающее большинство жителей во всех регионах России, где свои невостребованные опаснейшие идеи усиленно навязывает Минатом.



Т.И.ДобрецоваРешение о прекращении строительства АЭС на своей территории Костромской облсовет, учитывая настрой местного населения, принял еще в 1990 г. Однако уже в 1992 году под нажимом Минатома и правительства России это решение было изменено на противоположное. Костромчане не смирились - стихийно проявившийся протест населения вылился в идею проведения референдума: Л.Б.Хапкова, владелица частного предприятия "Россич", собрала первые 50 тысяч подписей жителей в поддержку этой идеи. Горсовет принял решение о проведении референдума. Но облсовет, чье решение было также необходимым, счел сбор этих подписей самодеятельностью. В ответ на это в феврале 1993 г. наиболее активные жители Костромской области объединились в общественное экологическое движение "Во имя жизни".

В этом же году движение во второй раз собрало подписи за проведение референдума по вопросу строительства АЭС, и в октябре, в установленный срок, подписи были сданы в облсовет. К сожалению, политические события в стране привели к его роспуску. Подписные листы были отправлены в архив. В связи с этим состоялись инициированные движением судебные разбирательства (вплоть до Верховного суда РФ), однако в проведении референдума нам отказали.

В 1995 г., дождавшись принятия законов о референдумах в России и Костромской области, движение "Во имя жизни" в третий раз приступило к инициированию референдума.

Все делалось в соответствии с законом: 25 ноября жители области провели собрание, на котором была создана инициативная группа по сбору подписей за проведение референдума о судьбе АЭС. Документы для регистрации группы были переданы в областную думу 5 декабря. Однако только 29 декабря (через 24 дня вместо положенных по закону 15 дней) и только под нажимом движения инициативная группа была зарегистрирована, и 30 декабря члены группы получили соответствующие удостоверения.

Особо обращаю внимание на вопрос, выносимый на референдум. В законе четко определено, что его формулировка принадлежит инициативной группе. На собрании, посвященном формированию такой группы, мы сформулировали вопрос: "Согласны ли вы с размещением и строительством атомной электростанции на территории Костромской области и с дальнейшим пребыванием дирекции строящейся станции на костромской земле?". Однако, принимая наш протокол, в областной думе убедили председателя инициативной группы (выбирается на собрании) аннулировать вторую часть вопроса под предлогом: "Проголосуют против размещения и строительства АЭС - вопрос о дирекции отпадет сам собой". Ни с кем из движения не посоветовавшись, председатель группы согласился. Этот подводный камень был, по-видимому, спланирован думой вместе с Минатомом.

В третий раз мы начали сбор подписей за проведение референдума по вопросу строительства АЭС.

Для собирающих подписи членов инициативной группы мы составили подробную инструкцию; кроме того, они давали обязательство выполнять требования законов или, в противном случае, нести ответственность. А для населения движение выпустило памятку "Третья попытка", в которой рассказывалось, почему и зачем снова проводится подписная кампания.

Мы собирали подписи в Костроме и на территории области, куда специально выезжали. Ходили по квартирам, работали в общественных местах - в основном там, где люди бывают с паспортами: на железнодорожных и автовокзалах, в сберкассах, детсадах, поликлиниках, больницах, учебных заведениях и даже в воинских частях (правда, здесь удалось достичь успеха только благодаря личным контактам). Облегчило нашу задачу то, что эта кампания проводилась зимой, когда почти никто не уезжает на дачи или в отпуска.

По ходу дела нам стало известно, что областная дума намеревается принять решение о прекращении строительства АЭС и тем самым остановить сбор подписей, так как необходимость в проведении референдума вроде бы отпадала. Мы понимали, что впоследствии дума могла принять обратное решение, позволив возобновить строительство, и, чтобы воспрепятствовать этому, нам пришлось пойти на маленькую хитрость. Инициативная группа распустила слухи, что население неохотно откликается на наши обращения, якобы во всем разочаровавшись, что за два месяца кампании удалось собрать только 15 тысяч подписей вместо требуемых 30 тысяч и что за оставшееся время необходимого количества уже не собрать. Видимо, эти слухи свое дело сделали - убедили депутатов, что мы с задачей не справимся, а мы тем временем благополучно сдали подписные листы в областную думу за 2 дня до отведенного срока. Телевидение не смогло обойти своим вниманием такое событие и показало его всей области. При проверке 832 подписи были забракованы, но 36264 - признаны действительными (более 6% избирателей при необходимом минимуме 5%). Но и после этого нам пришлось еще много потрудиться, пока дума, наконец, назначила день проведения референдума - 8 декабря 1996 г., в день выборов губернатора и депутатов областной и городской думы и местного самоуправления. Такое совмещение выбило у власти последний козырь - отсутствие в бюджете средств на референдум.

Первый этап подготовки завершился успешно, и мы начали готовиться ко второму - к активному проведению агитационной кампании (также в строго определенные законом сроки). В ее ходе нам нужно было не только убедить большинство жителей Костромской области в опасности атомной энергетики и недопустимости строительства АЭС на нашей земле, но и обеспечить явку на референдум не менее 50% имеющего права голоса населения, без чего он не мог состояться.

Агитационную кампанию подготовили и провели движение "Во имя жизни" и Гринпис России. Поддержали нас и другие общественные организации, распространяя информацию и рассылая письма поддержки.

Мы сделали акцент на работу с населением - прежде всего, нужно было развенчать миф о безопасности атомной энергетики. Для этого мы использовали в агитационной кампании труды отечественных и зарубежных ученых: А.В.Яблокова, М.И.Лемешева, Дж.Гофмана и многих других. Удалось показать по телевидению фильм "Пространство Чернобыля". Движением была проведена общественная экологическая экспертиза материалов по строительству Костромской АЭС. Из других регионов России нам присылали публикации по атомной энергетике, мы их ксерокопировали и тоже распространяли среди жителей. К этому времени наша организация имела компьютерный комплекс, подключилась к костромскому узлу компьютерной сети "Релком", освоила работу с электронной почтой.

Очень важной частью агитационной кампании стал автобусный тур -вместе с "Гринпис" на его ярко оформленном автобусе мы объехали почти всю Костромскую область, десятки раз выступали перед жителями городов и сел по маршруту следования. Без этого тура, возможно, мы не достигли бы желаемого результата.

Мы напечатали 50 тысяч листовок, которые расклеивались у остановок общественного транспорта, раздавались населению. В них мы рассказывали людям об опасностях атомной энергетики, о проблемах, связанных с радиоактивными отходами, о планах Минатома по строительству АЭС в России, о позиции главы администрации В.П.Арбузова, выступавшего за строительство АЭС в Костромской области. Эти листовки сыграли немалую роль - Арбузов не смог одержать победу на выборах губернатора области. Были и листовки с образцами бюллетеня для голосования, там же разъяснялись правила голосования; на каждом листочке сообщалось о дате проведения референдума, чтобы она запомнилась людям.

Со своей стороны Гринпис провел фото- и видеосъемки строительной площадки и разных этапов кампании, широко использовал эти материалы в области и за рубежом, а также раздал большое количество взятых в своих архивах телевизионных роликов, видеоклипов и фильмов о ядерной энергетике для показа на местных телеканалах. Кроме того, Гринпис выпустил 5 тысяч плакатов, отпечатал 200 тысяч листовок, подготовил ряд специальных докладов, в том числе доклад "Энергетическая ситуация в Костромской области", который был составлен с помощью Костромского фонда энергосбережения. Этот фонд не был связан с экологическим движением, а потому мог действовать как независимый экспертный орган все время осуществления кампании. Из доклада стало ясно, что нет никакой необходимости строительства гигантской электростанции в нашей области.

В агитационной работе нам активно помогали водители и кондукторы городских, пригородных и междугородных маршрутов, работники почты, телеграфа, социальной службы. Ночной клуб, пользующийся большой популярностью в Костроме, организовал в поддержку референдума дискотеку под названием "Среда обитания" - это привлекло внимание к референдуму и молодых костромчан, и некоторых журналистов. Вся эта помощь была выражением массового протеста населения против строительства АЭС.

Надо сказать, что две предыдущие неудачные попытки инициирования референдума дали нам бесценный опыт, который мы сполна использовали в этой агитационной кампании.

Параллельно нашей кампании атомщики развернули бурную агитацию за строительство АЭС - по телевидению (с трансляцией на всю область) провели четыре "круглых стола", заплатив телерадиокомпании крупную сумму. Экологам, напротив, доступ в областные газеты и на телевидение был сильно затруднен. Кроме того, вместе с областной администрацией атомщики создали свою инициативную группу (по закону Костромской области о референдумах, количество инициативных групп и сроки их создания не ограничены), в которую вошли работники областной администрации - а вот это законом запрещено.

Тем не менее, в назначенный день референдум состоялся. Он был проведен в строгом соответствии с Конституцией РФ и Законами "О референдумах", "Об охране окружающей природной среды", "Об использовании атомной энергии", с постановлениями правительства РФ по атомной энергетике. В результате - победа. По закону, принятое на референдуме решение обязательно для выполнения всеми ветвями власти, должностными лицами и гражданами; результат референдума обладает легитимной силой и может быть изменен только принятием иного решения на другом региональном или общероссийском референдуме. Так - в законе, но добиться победы в нашем государстве еще не означает, что она окончательная и бесповоротная.

Со дня референдума прошло почти два года, а "воз и ныне там". Ни правительство России, ни губернатор области так и не издали постановления о прекращении строительства Костромской АЭС, а дирекция станции все еще продолжает действовать (вот где сказался тот самый подводный камень - исключение части выносимого на референдум вопроса об обязательной ликвидации дирекции строящейся АЭС!). О результате референдума атомщики "забыли" - 26 февраля 1998 г. принята комплексная программа сохранения площадки Костромской АЭС, подписан протокол, где оговорена сумма на реабилитацию атомной энергетики и агитацию населения - 82 млн. "новых" рублей. Для этих целей в Костроме создан информационный центр концерна "Росэнергоатом".

Большую услугу оказывает Минатому депутат Госдумы от нашей области Пузановский, работающий по совместительству в Ядерном центре Калужской области. Он - автор письма к главе администрации президента, в котором просил Ельцина издать указ о возобновлении строительства АЭС; он же - автор обращения в Институт права и правовой отдел при президенте РФ о проверке законности проведения референдума по АЭС.

В результате таких усилий Минатома, концерна "Росэнергоатом" и дирекции строительства АЭС сотрудники последней (ныне работающие и уволившиеся по собственному желанию еще до проведения референдума) подали жалобу в областной суд с требованием признать референдум незаконным, а Устав Костромской области - несоответствующим Конституции РФ. Основанием для подачи жалобы стало заключение Института права, оплаченное концерном "Росэнергоатом" (тому есть документальное подтверждение). В заключении сказано: если суд признает назначение референдума незаконным, то можно будет возобновить строительство АЭС. Это заключение юридической силы не имеет, что нашло свое подтверждение и в решении Конституционного суда РФ от 16 июля 1998 г.: "Рассмотрение жалоб по законности подведомственно только Конституционному суду РФ". И срок подачи жалобы прошел, однако, она была принята областным судом к рассмотрению.

25 января 1999 г. решением областного суда (судья В.Царева), продолжавшегося 6 месяцев, признано незаконным постановление областной думы Костромской области о проведении референдума по вопросу: "Согласны ли вы с размещением и строительством атомной станции в Костромской области?". Признан незаконным как референдум, состоявшийся 8 декабря 1996 г. и проведенный без нарушений процедуры голосования, так и принятое в результате решение, отразившее, как было сказано выше, волю костромчан.

На одной чаше весов фемиды были голоса более 300 тысяч жителей области, поданные против строительства АЭС, на второй - жалоба на нарушение трудовых и жилищных прав работников строящейся атомной станции, проживающих в городе Буй и поселке Чистые боры. Конечно, работники атомной энергетики тоже люди и тоже имеют права. Но обещания им раздавала не дума Костромской области, а чиновники Министерства атомной энергетики, нанимая на работу. Заботиться о людях, оставшихся без работы, должны и региональные, и российские власти. И в Костроме во время предвыборных кампаний все три кандидата на пост губернатора публично заявляли, что позаботятся о жителях "атомного" поселка, которые в той или иной мере пострадали в результате решения референдума.

Законность референдума и его решения отстаивали в судебном процессе как общественные организации - движение "Во имя жизни", Гринпис России, "Зеленая ветвь" (Ярославль), "Экоюрис" (Москва), так и представители костромских властей - зав. правовым отделом областной думы и юрист администрации области. В своем слове прокурор Ю.И.Шестанов отметил убедительность доказательств законности референдума, представленных областной думой, администрацией области и общественными организациями. Отметил он и то, что заявители, напротив, не утруждали себя обоснованием своей жалобы и доказательствами незаконности референдума, и просил оставить их жалобу без удовлетворения. Суд просьбу не услышал.

Очевидно, на Костромскую АЭС сделаны слишком большие ставки политических сил и капитала. "Зеленые", к сожалению, оказались раздробленными, а значит, ослабленными.

26 января 1999 г. мы подали предварительную жалобу в Верховный суд РФ. Возможно, нам вместе с Гринпис и "Зеленой ветвью" Ярославля предстоит первыми дойти до Страсбурга. Без объединения, без помощи экологических организаций России, СНГ и дальнего зарубежья костромчанам Минатом одолеть трудно.


< Предыдущая статья Содержание Следующая статья >

Hosted by uCoz