Главная страница | English | Бюллетень "Гражданская инициатива" | Публикации | Ссылки | О нас | Пишите нам | Карта сайта
< Предыдущая статья | Следующая статья > |
Из опыта коллег
НКО НА РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ
О лучшем практическом опыте некоммерческих организаций, к сожалению, пока написано мало. Информацию приходится собирать по крупицам. В библиотечке Димитровградского "Центра содействия гражданским инициативам" появилась книга, которая так и называется "Лучший практический опыт". Ее подготовил Институт проблем гражданского общества. В этой книге своим опытом решения проблем делятся представители некоммерческих организаций самых разных направлений деятельности - рассказывается о взаимоотношениях с властями, поиске ресурсов, привлечении добровольцев, о работе со средствами массовой информации.
Для своих читателей мы отобрали несколько рассказов НКО. Надеемся, что этот опыт поможет и представителям некоммерческих организаций нашего региона.
ПРОГРАММЫ ДЛЯ ВОЛОНТЕРОВ
В.А. Лукьянов, председатель Петербургского благотворительного общества "Невский ангел"
Значительную часть работы в нашей организации, которая оказывает разнообразную помощь нуждающимся, выполняют добровольцы. С самого начала при использовании добровольцев мы столкнулись с большими проблемами, в основе которых был диссонанс между желаниями людей делать что-то самостоятельно и их конкретными практическими действиями.
Особенно большие проблемы возникли при работе добровольцев с пожилыми людьми, поскольку работа с ними требует определенных навыков общения и профессиональных навыков, и человек, который ими не обладает, а является просто добрым хорошим человеком, выполнить их качественно не может. В результате их хорошие в своей основе действия давали конфликт с клиентами или порождали внутренний конфликт "доброго человека" - хотел сделать что-то полезное, а невольно нанес клиенту психологическую травму или сам получил травму в результате своих действий. Такие конфликты выявились не через клиентов, а через отношение добровольцев к работе: они перестали высказывать желание ходить к пожилым людям и помогать им, а у некоторых были даже психологические срывы.
Мы поняли что, для того, чтобы люди получали удовлетворение от работы и, главное, эффективно помогали клиентам, их надо этому обучить. Мы обсудили сложившуюся ситуацию и приняли решение о реализации программы по обучению добровольцев. Для этого мы разработали несколько обучающих программ, одна из которых - подготовка добровольцев, которые могут сами обучать других добровольцев и организовывать их работу, другая - 3-х месячная программа для добровольцев, которые оказывают непосредственную помощь нуждающимся и которые, после обучения, будут работать в других некоммерческих организациях, хосписах, больницах и т.д.
Эти программы позволили нам устранить конфликты и повысить заинтересованность добровольцев в работе.
КАК ПОДБИРАЕМ ДОБРОВОЛЬЦЕВ
С.М. Гельван, руководитель добровольческой программы Института проблем гражданского общества, г. Москва
Поскольку большинство социальных программ Института практически полностью выполняется силами добровольцев, мы очень серьезно подходим к вопросам их набора и организации их работы.
Работа с добровольцами выявила, что достаточно много людей откликаются на предложения принять участие в тех или иных акциях и с самого начала охотно берутся за выполнение предложенной им работы. Однако практика показала, что как только угасает первый порыв немедленно броситься на помощь нуждающимся в ней, угасает и желание выполнять свои обязательства, особенно если они требуют постоянных усилий в течение достаточно длительного времени. Поэтому, чтобы помочь добровольцу с удовольствием выполнить ту работу, к которой он реально готов, а также правильно рассчитать, сколько и каких людей нужно привлечь нашей организации, чтобы выполнить свои обязательства перед клиентами, мы просим каждого нового добровольца заполнить анкету, главный вопрос в которой: почему он хочет участвовать в этой программе. Исходя из ответа, мы предлагаем добровольцу определенную работу. Так, например, если человек сообщает, что у него осталось несколько свободных дней от отпуска, в течение которых он готов потрудиться у нас, понятно, что ему нельзя поручать работу, рассчитанную на длительный период с большой мерой ответственности. Если же его, например, привело к нам желание помогать пожилым людям как следствие ощущения вины перед своими умершими родителями за недостаточное к ним внимание, то понятно, что мы можем рассчитывать на серьезную и ответственную помощь со стороны этого человека и использовать его на трудных и не всегда приятных работах.
Такое анкетирование помогает нам лучше понять добровольца и не обманываться в своих ожиданиях от него.
РАБОТУ - ПО ИНТЕРЕСАМ
М.В. Хотулева, директор Центра общественной экологической экспертизы, г. Москва
Одно из главных направлений работы нашей организации - проведение общественной экологической экспертизы (ОЭЭ). Поскольку эта работа является одним из методов борьбы с местной администрацией и предпринимателями, действия которых ухудшают экологическую обстановку, то на нее практически невозможно найти финансирование из местных источников, и мы вынуждены активно использовать добровольцев.
Во всех случаях, когда мы проводим ОЭЭ на базе организации, обратившейся к нам за помощью, мы предлагаем самой организации собрать нужные данные, часто предоставляя имеющееся у нас оборудование, и рекомендуем найти среди своих сотрудников или других заинтересованных лиц в решении этой проблемы профессионалов. Как правило, организации находят таких людей, которые работают на добровольной основе и в тесном сотрудничестве с нашим Центром. Поскольку нам часто приходится обрабатывать пробы и анализировать данные, собранными нашими партнерами, что требует работы квалифицированных химиков, мы пользуемся помощью группы студентов и аспирантов МХТУ, которые являются нашими постоянными и многолетними партнерами, потому что мы сумели правильно организовать наши взаимоотношения. Во-первых, мы предоставляем интересную в профессиональном отношении для них работу, они принимают активное участие в анализе не только химических данных, но и всего материала в целом, учась показывать и оценивать вред, наносимый предприятиями населению, что позволяет им делать свои студенческие задания и защищать курсовые и дипломные работы, пользуясь результатами этой работы. Мы также предоставляем им возможность, для их личных целей и устремлений, пользоваться материально-технической базой нашей организации: использовать переносную лабораторию, одну из самых крупных экологических библиотек страны, собранной на базе "Эколайн", электронную почту и Интернет, базу данных для контактов, получить рекомендации для продолжения образования за рубежом и участия в международных и местных программах; когда у нас есть возможность, мы финансируем их командировки: если получаем грант, то привлекаем наших постоянных волонтеров-профессионалов к выполнению работ на оплаченной основе.
Мы выработали следующую методику работы с добровольцами. Во-первых, при приеме на работу, чтобы избежать дальнейших недоразумений, мы интервьюируем человека, ставя для себя цель выяснить, какой именно работой мы можем заинтересовать его, просим предоставить резюме и, по возможности, рекомендательные письма, подписываем договор о сотрудничестве, в котором четко сформулированы обязанности и время работы, область деятельности и требования нашей организации к добровольцу, а также наши обязанности по отношению к нему. Главным нашим принципом при работе с добровольцем является предоставление работы, которая соответствует его интересам и в которой он может получить нужные ему дополнительные знания и информацию.
ПРОТИВОВЕС РЕШЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА
Е.И. Усов, пресс-секретарь Российского отделения международной организации "Совет Гринпис".
Одного из самых крупных успехов экологам удалось достичь в борьбе против вырубки старовозрастных девственных лесов Карелии. Все началось с подписания В.С. Черномырдиным постановления Правительства, в котором якобы с целью удовлетворения нужд пограничных структур, разрешалось вырубать в год до миллиона кубометров таких лесов, что ставило их на грань уничтожения.
На практике реализация Постановления выглядела следующим образом: приезжали финны, вырубали леса, сами продавали этот лес, а местное население получало лишь обещания, что им построят школу, церковь и т.п. То есть лес вырубается и вывозится, а объекты, под прикрытием которых эта вырубка происходила, не строятся - налицо экологический и экономический грабеж Карелии.
Традиционные действия "зеленых" по привлечению внимания общественности, а также радикальные акции против лесорубов были малоэффективны. Тогда, вместе с другими экологическими организациями, собрав большой фактический материал, мы провели акцию протеста и по всему миру распространили информацию о сложившейся ситуации. Любители природы на Западе заволновались и включились в борьбу за сохранение леса. Так, зарубежное движение потребителей добилось, чтобы различные издательские дома, использующие бумагу германской фирмы "ENSO" отказались покупать бумагу, сделанную из древесины старовозрастных лесов Карелии, что стало грозить лесозаготовителям серьезными убытками. В итоге они заявили, что останавливают рубки, обратились к "зеленым" с предложением провести исследования в Карелии и на прилегающих территориях, чтобы определить, какие из лесов можно вырубать, а какие - нет, и объявили мораторий на миллион гектаров карельского леса, поскольку не захотели связываться с такими экологически опасными проектами.
Таким образом, экологам удалось добиться своей цели, что сильно изменило отношение крупнейших фирм к нашим ресурсам. Эта победа стала возможной потому, что в борьбе за сохранение лесов объединили усилия местные, центральные и зарубежные экологические и научные организации.
< Предыдущая статья | Содержание | Следующая статья > |