Главная страница | English | Бюллетень "Гражданская инициатива" | Публикации | Ссылки | О нас | Пишите нам | Карта сайта


N2(3) 1999 г.
Содержание
< Предыдущая статья | Следующая статья >

Слово коллег

ОТСТАИВАТЬ ИНТЕРЕСЫ ОБЩЕСТВА

Радиоактивные выбросы радиохимических предприятий ядерной индустрии внесли очень сильные локальные изменения в окружающую среду. Накопленные в открытых водоемах и подземных полостях радиоактивные отходы продолжают угрожать глобальным загрязнением.

Население радиоактивно-загрязненных территорий принуждено жить в ситуации недобровольных повышенных рисков, возникших в результате очень короткого в геологических временах, всего 50-летнего, техногенного изменения состояния окружающей среды. Скорость изменения окружающей среды почти предопределяет популяционную катастрофу. Об этом предупреждают ученые-генетики. Развитие катастрофы подтверждают руководители загрязненных городов и поселков. Так, в поселке Новогорный нашей Челябинской области с 9 тысячами жителей, находящемся на расстоянии 6 км от озера Карачай, хранилища жидких радиоактивных отходов со 130 миллионами кюри, по последним данным смертность населения вдвое превысила рождаемость.

Увеличение количества неработоспособного населения, ранняя смертность и инвалидность ведут к росту социальных выплат, следовательно, к росту социального груза общества и его обнищанию в конечном итоге. Чтобы предотвратить подобный результат было бы разумным ввести ответственность за ущерб, нанесенный окружающей среде и населению, на загрязняющую индустрию. Следовало бы обязать Минатом нести финансовую ответственность за реабилитационные и социальные программы по ликвидации последствий своей деятельности. Но парадокс отсутствия ответственности в том, что не загрязнитель, а пострадавший налогоплательщик оплачивает стоимость этих федеральных целевых программ, значительная часть которых снова адресуется в Минатом. Чем сильнее загрязнение, тем больше средств передается загрязнителю. Какой сильный экономический стимул для роста ядерной индустрии! Плохо, что при этом некому принимать в расчет деградацию территорий и превращение их в "неперспективные" для развития и инвестиций. Казалось бы, очевиден конфликт интересов ядерной индустрии и "подветренных" территорий. Конфликт федеральных интересов и интересов местной власти, так как именно местная власть несет ответственность за экономическое и экологическое благосостояние региона. Перефразируя известную истину: незнание законов природы не освобождает от ответственности перед нею.

Констатируемая деградация качества окружающей среды и жизнеспособности населения должна убедить политиков в необходимости принятия более жестких нормативов загрязнения, введения института ответственности за наносимый и нанесенный в прошлом радиационный и ядерный ущерб. Поскольку радиационное загрязнение будет наносить ущерб в течение ближайших 24 тысяч лет, то по отношению к законам о радиационном и ядерном ущербе норма "закон обратной силы не имеет" должна быть изменена. Началом действия законов об ущербе предстоит считать начало загрязнения, то есть начало производства плутония или время первого испытания ядерного оружия.

Сегодня общество столкнулось с тем, что число независимых экспертов, готовых отстаивать интересы общества, значительно меньше числа экспертов, работающих на ядерную индустрию. Однако ситуация постепенно меняется и в России, и в США, и это внушает оптимизм.

Н.МИРОНОВА,
председатель движения "За ядерную безопасность",
член Высшего экологического совета Госдумы РФ


< Предыдущая статья Содержание Следующая статья >

Hosted by uCoz