Главная страница | English | Бюллетень "Гражданская инициатива" | Публикации | Ссылки | О нас | Пишите нам | Карта сайта


N2(3) 1999 г.
Содержание
< Предыдущая статья | Следующая статья >

ЗАЯВЛЕНИЕ российских и американских общественных
организаций по проблеме обращения с плутонием

Представители экологических общественных объединений России и США выступили с совместным обращаем к лидерам своих стран, в котором излагается требование пересмотреть приоритеты разоруженченской программы. Это заявление было направлено лидерам России и США. Оно было также представлено на открытии специального форума МАГАТЭ по МОКСу, который проходил в Вене.

Всего под заявлением подписалось свыше 200 представителей общественных экологических организаций России и США, в их числе и председатель совета Димитровградского "Центра содействия гражданским инициативам" М.А.Пискунов.

Гонка ядерных вооружений в США и России обусловила создание в наших странах огромных запасов плутония. Обе наши страны имеют крайне неудачный опыт функционирования радиохимических заводов по выделению плутония и обращению с отходами этих предприятий. Радиоактивное и химическое загрязнение таких территорий как Хэнфорд, Саванна Ривер и Роки Флэтс в США, а также территорий Челябинской, Томской областей и Красноярского края в России, демонстрируют все опасности плутониевой промышленности, крайне низкую культуру безопасности и охраны окружающей среды Департамента Энергетики США и Минатома России.

Вследствие прекращения "холодной" войны обе наши страны имеют возможности переориентировать национальные ресурсы с военных программ на программы очистки загрязненных территорий. Под давлением общественности обеих стран наши правительства объявили "излишками" примерно одну треть, около 100 тонн плутония, произведенного для военных программ. Мы поддерживаем необходимость максимально безопасного хранения этого плутония и перевод его в формы, не допускающие его дальнейшее военное использование.

В то же время мы глубоко обеспокоены методами, предлагаемыми для конверсии этого материала. Мы убеждены, что предлагаемое использование плутония в качестве топлива для сжигания в реакторах, известного как МОКС-топливо, является неприемлемым решением. Лучшим методом размещения плутония была бы его иммобилизация, то есть смешивание с керамикой или стеклом и высокоактивными радиоактивными отходами, создающими барьер для кражи и диверсии.

Мы обеспокоены высоким уровнем рисков при использовании МОКС - топлива в существующих атомных реакторах, конструкция которых не рассчитана на использование плутониевого топлива. Согласно исследованиям Института Ядерного Контроля (США), проведенным в январе 1999 года, в случае ядерного инцидента на таких реакторах, при использовании на нем загрузки на одну треть плутониевым топливом, риск раковых заболеваний у населения увеличивается на 37%. Еще большую обеспокоенность вызывает положение в России. Большинство ядерных реакторов, предлагаемых для использования МОКС - топлива, старые. Они закончат свой эксплуатационный лицензированных срок (30 лет) до завершения программы обращения с плутонием. Кроме того, Госатомнадзор, осуществляющий контроль за безопасностью эксплуатации гражданских ядерно- и радиационно опасных объектов, не имеет достаточных ресурсов и полномочий для осуществления адекватного контроля за безопасностью на предприятиях по производству МОКС-топлива и реакторах по его сжиганию.

Более всего мы обеспокоены тем, что население обеих стран исключено из процесса принятия решений о размещении плутония. США не имеют гарантий того, что российская программа, развиваемая на американские деньги, будет следовать принципам экологической безопасности и публичности. Совместные американо-российские документы в большинстве своем недоступны широким кругам. Например, российская версия совместного Американо-Российского исследования проблем обращения с излишками плутония, изданная в 1996 году, была промаркирована "только для официального использования". В то же время, в самих Соединенных Штатах Департамент Энергетики делает пародийным процесс участия общественности, подписывая контракты на производство и сжигание МОКС-топлива до окончания процесса завершения оценки воздействия на окружающую среду (который и предполагает участие ОБЩЕСТВЕННОСТИ) и до вынесения окончательного решения по этому процессу. Все это приводит к игнорированию мнения населения, живущего около реакторов, на которых предполагается сжигание МОКС-топлива. Многие из европейских протокольных документов, цитируемые Департаментом в пользу МОКС технологии, также засекречены и недоступны гражданам и общественным организациям.

Мы слышим также от наших правительств много противоречащих заявлений в пользу МОКСа. Представители Департамента Энергетики заявляют, что США поддерживают МОКС программу, потому что Россия настаивает на этом. В то же время Минатом заявляет об убыточности этой программы в настоящее время и о том, что она может быть осуществлена только при зарубежном финансировании. Официальные лица Минатома заявляют, что плутоний - это ценный энергетических ресурс. В то же время, по их собственному заключению, развитие плутониевой атомной энергетики значительно дороже развития урановой атомной энергетики и останется таковым в течение ближайших десятилетий. Американские официальные лица заявляют, что МОКС не рассматривается на перспективу как энергетическое решение, а только как возможность для России быстро вывести плутоний из военного цикла. Хотя очевидно, что для размещения плутония иммобилизация является более чистым и быстрым методом, и предпочтительнее, чем МОКС.

И наконец, нас пытаются убедить, что МОКС программа осуществляется с целью нераспространения ядерного оружия. Но в итоге, под давлением ядерной индустрии обеих стран, в целях стабилизации и иммобилизации плутония предлагается программа, которая подталкивает обе наши страны к плутониевой экономике. Деньги делают политику. Возможные громадные финансовые вложения в плутониевую промышленность являются самым привлекательным моментом в программе размещения плутония и позволяют этой промышленности продолжать свою деятельность, но под другим флагом. Более того, очевидно, что международные плутониевые кампании, такие как французская Кожема (Cogema, France) и Британская кампания по производству ядерного топлива ( British Nuclear Fuels, Ltd) преследуют свои финансовые интересы, проталкивая МОКС.

Производство МОКС топлива в коммерческих целях представляет угрозу принципам нераспространения ядерного оружия, так как плутоний может быть извлечен и использован в военных целях. В 1997 году в исследовании Департамента Энергетики США по вопросам нераспространения при размещении плутония было отмечено что: "производство МОКС топлива касается использования материалов, наиболее чувствительных с точки зрения нераспространения, так как плутоний, предназначенный для использования в ядерном оружии, может быть выделен в этом процессе сравнительно быстро и просто".

Очевидно, что вместо решения проблемы перевода плутония в безопасные и недоступные формы, МОКС программа будет продолжать выделение и использование плутония, что будет противоречить безопасности, экологическим, экономическим целям и принципам нераспространения. Именно поэтому мы обращаемся к нашим правительствам остановить МОКС программу в наших обеих странах. Вместо нее должно быть организовано безопасное хранение плутония и развиты программы иммобилизации.

Создание программ размещения плутония должно включать процесс участия граждан и общественных организаций, обеспечивать доступность информации, в том числе по стоимости и расходам, а также документов, предлагаемых различными участниками программы. Население, которое может пострадать, должно иметь возможность высказать свое мнение и должно быть вовлечено в процесс принятия решений. Все российские программы, осуществляемые на деньги США, должны быть приведены в соответствие с существующим экологическим и иным законодательством России.


< Предыдущая статья Содержание Следующая статья >

Hosted by uCoz