Главная страница | English | Бюллетень "Гражданская инициатива" | Публикации | Ссылки | О нас | Пишите нам | Карта сайта


N1(5) 2000 г.
Содержание
< Предыдущая статья | Следующая статья >

Журналисткое расследование

СМЕРТЕЛЬНЫЙ КАМУФЛЯЖ
Радиактивные выбросы в НИИАРе. Чему они учат?

Димитровградский НИИ атомных реакторов (сокращенно - НИИАР) все больше тревожит жителей Среднего Поволжья. Для недоверия к нему, одному из крупнейших атомных исследовательских центров России, есть серьезные основания. И прежде всего это связано с различного рода происшествиями, создающими явную угрозу населению.

Речь идет прежде всего о радиоактивных выбросах. В ряде цивилизованных стран население и правительства осознали крайнюю опасность атомной энергетики, и там уже отказываются от строительства и эксплуатации реакторов (смотрите на страницах 2-3). А чему учат радиоактивные выбросы в Димитровградском НИИ атомных реакторов? Этой острой проблеме посвящено публикуемое ниже журналистское расследование.


ВЫБРОСЫ - ЭТО НОРМА!

Собственно, радиоактивные выбросы происходят даже при нормально работающих реакторах. В НИИ атомных реакторов всего их действует семь. Кроме повседневных выбросов, здесь возникают еще и различного рода инциденты, аварии, когда в атмосферу выбрасывается куда больше радиоактивных веществ, чем в обычные дни. А это значит, жители региона получают еще большие дополнительные вредные воздействия на свои организмы, на здоровье.

Жителям нашего региона не везет. Внеплановые и аварийные остановки реакторов в НИИАРе случаются нередко. Иногда их бывает до 5 в месяц. Причины разные - от передачи приборами ложных сигналов до всевозможных ошибок обслуживающего персонала.

Анализ чрезвычайных происшествий в НИИАРе показывает, что ошибок, в том числе и грубейших, нередко возникает сразу несколько. Для примера давайте рассмотрим ЧП, произошедшее на реакторе ВК-50 31 января 1996 года. Тогда в атмосферу через аварийный клапан из реактора вылетело свыше 4,5 тонны радиоактивной парогазовой смеси.


ОШИБКА - ЗА ОШИБКОЙ

Главный вывод комиссии Димитровградской инспекции Госатомнадзора, расследовавшей ЧП, был такой: происшествию на реакторе ВК-50 способствовало "ослабление технической дисциплины и халатное отношение эксплуатационного персонала к своим обязанностям".

Судите сами. Первоначально руководство института четко называло лишь одну ошибку персонала: "При проведении такелажных работ контейнер задел за шкаф защиты турбины". Фактически же их оказалось несколько. Первая из них - в машинный зал реакторной установки вопреки всем правилам завезли трубы для... временного хранения. Вторая ошибка - на эти трубы вздумали поставить контейнер. Он, естественно, "поехал" и затем обрушился на шкаф управления турбиной. От сотрясения сработала аварийная защита - произошло отключение турбины. Однако при этом выброс мог бы не случиться. Комиссия установила, что к нему привело другое серьезное нарушение (по счету уже третье), а именно: на одной из систем обеспечения безопасности paботники реакторной установки после выполнения обычной технологической операции забыли (!) закрыть два вентиля. Причем в таком нештатном положении они оставались в течение целой недели, хотя реактор все это время продолжал действовать. Проще говоря, радиоактивный выброс из реактора был "запрограммирован" заранее этой халатностью персонала.

Далее. После срабатывания 31 января системы аварийной защиты вслед за положенным в таких случаях вспрыском борной кислоты в реактор был ошибочно введен в большом объеме еще и сжатый азот.

Собственно, азот и борная кислота, вызвавшие неожиданный рост давления в реакторе, туда в большом количестве не попали бы, если бы за два года до ЧП сами работники атомного центра не демонтировали бы в нем одну систему. Она регулировала автоматическое прекращение подачи в реактор борной кислоты при достижении определенного уровня в специальном вытеснителе. Решение, на основании которого ее демонтировали, было принято в апреле 1994 года. Соответствующие бумаги тогда подписали зам. главного инженера института (теперь уже бывший), главный инженер реакторной установки ВК-50 и начальник службы ТАИ.

Казалось бы, если в систему безопасности вносится существенное изменение, то хорошо подумайте, просчитайте, как она будет действовать в аварийных ситуациях. Увы, на ВК-50 к этому отнеслись халатно. Обоснование безопасности реакторной установки техническое решение не имело. Более того, как выяснилось после январского ЧП, в направленном в Госатомнадзор России комплекте документов для получения Временного разрешения на эксплуатацию реактора о произведенных изменениях в системе борного вспрыска специалисты НИИАР совсем умолчали. А это был должностной подлог.


ОТ КОГО ЖДАТЬ СИГНАЛ ТРЕВОГИ?

Помнится, на пресс-конференции по случаю радиоактивного выброса, проведенной в НИИАРе на следующий день, директор института В.Иванов (ныне он - первый заместитель Министра по атомной энергии) утверждал, что об этом факте он вполне мог бы сообщить мэрии спустя несколько дней. Оказывается, каких-либо четких критериев на этот счет не было и нет до сих пор.

Как признался мне на следующий день после случившегося радиоактивного выброса начальник реакторной установки ВК-50 В.Ещеркин, он был спокоен до утра 1 февраля пока по российскому радио не прозвучала информация о ЧП в НИИАРе. На мой взгляд, именно это сообщение из Москвы и позволило нам тогда получить сведения о случившемся непосредственно на месте происшествия. Руководство института, пытаясь смягчить удар, данные об объеме выброса радиоактивной парогазовой смеси предоставило заниженные, тем не менее именно российское радио дало толчок. И машина закрутилась, набирая обороты.

Конечно, местная инспекция Госатомнадзора и без поднявшегося в прессе шума должна была провести свое расследование. Но она навряд ли сумела бы организовать допуск журналистов на место происшествия - тут без согласия руководства института не обойтись. К тому же возможности по распространению информации для прессы у этой инспекции тоже ограничены, хотя она охотно сообщила о результатах расследования.

Возвращаясь к радиоактивному выбросу, уместно задаться вопросом: а почему о нем в тот же день побоялось сообщить по местному радио руководство института? В ответ мне довелось услышать такое мнение: якобы боялись, что может начаться паника среди населения. Но ведь, как показал данный случай, у людей возник страх прежде всего из-за отсутствия информации.

Беда в том, что "в целом система реагирования на чрезвычайные обстоятельства оказалась не гибкой, не поворотливой и не оперативной". Эти слова в кавычках взяты из акта-предписания инспекции Госатомнадзора. В ходе проверки тогда выяснилось, что о факте радиоактивного выброса не было немедленно доложено даже директору института, как это установлено требованиями, не были направлены сообщения о происшествии также начальникам смен работающих объектов - в результате даже большинство сотрудников НИИАРа не знали о случившемся и свободно ходили по территории института.


КОГО ЗАЩИЩАЕТ ОЗОС?

После радиоактивного выброса из реактора ВК-50 четырех с половиной тонн радиоактивной парогазовой смеси особенно плохо сработал отдел защиты окружающей среды (сокращенно - ОЗОС), возглавляемый главным экологом института И. Кобзарем. Судя по составленному тогда инспекцией Госатомнадзора акту-предписанию, этот руководитель и его сотрудники даже не имели инструкций и положений по контролю за радиационной обстановкой в случае возникновения повышенных уровней загрязнения, не знали они также требований, норм и правил Госатомнадзора России.

В ходе проведенной проверки выяснилось, что Кобзарь и его подчиненные начали выполнять свои обязанности не только с большим опозданием, но и приступили к неоправданному дублированию уже проведенной на территории института работы, хотя главная забота этого отдела - защита населения.

Вот факты. По мнению инспекторов Госатомнадзора, оперативная машина ОЗОС должна была появиться на предполагаемом пути облака еще до его прохождения за территорией института. В ней для обследования имеются "воздуходувка", специальные измерительные приборы. В зависимости от показаний следовало оценить обстановку. Однако, несмотря на настоятельные требования комиссии Госатомнадзора, прогноз воздействия выброса на санитарно-защитную зону и зону наблюдения ОЗОС так и не представил до конца ее работы. А результаты измерений дозиметрической обстановки на дороге "Димитровград - р.п. Мулловка", полученные без учета времени прохождения облака, были признаны комиссией не корректными.

Сделав выводы из случившегося, инспекция Госатомнадзора тогда предложила НИИАРу отстранить начальника ОЗОС И.Кобзаря и его сотрудников от контроля радиационной обстановки на территории промплощадки института и, в случае возникновения повышенных уровней загрязнения, в санитарно-защитной зоне. Требование вольно или невольно сводилось к тому, чтобы отдел защиты окружающей среды возглавил человек честный, порядочный и принципиальный. Но в отличие от инспекции Госатомнадзора руководители НИИ атомных реакторов горой встали на защиту Кобзаря. Они его никак не хотели увольнять, хотя остальные пункты предписания выполнить не отказывались. Таким образом выявилась парадоксальная ситуация: чем хуже начальник ОЗОСа защищает окружающую среду, тем лучше для руководства атомного центра! Кстати, Кобзарь возглавляет ОЗОС и до сих пор.


ВЫБРОС - ТРИ НЕДЕЛИ

Летом 1997 года НИИАР поставил печальный рекорд - на одном из его объектов радиоактивный выброс в атмосферу продолжался около трех недель! На этот раз ЧП возникло на реакторе МИР (название расшифровывается так - материаловедческий исследовательский реактор), предназначенном для испытания твэлов (тепловыделяющих элементов).

Дело было так. На МИРе готовились к перегрузке сборок твэлов. Согласно принятой технологии обслуживающий персонал занимался расхолаживанием реактора, а радиоактивная вода первого контура стала сливаться в бассейн. И вот в это время произошел выход радиоактивных газов. Через бассейн они начали попадать в помещение, в центральный зал реакторной установки. Приборы показали резкое повышение фона. Это означало следующее: создалась нештатная ситуация.

В период возникновения ЧП выбросы на МИРе, которые состояли в основном из инертных газов, продолжались примерно минут 15 -20. Выйдя из первого контура, они впоследствии удалялись спецвытяжкой в вентиляционную систему. Дальше путь лежал на вентцентр института, откуда их затем выбрасывают в трубу.

По имеющимся данным, разрешенная НИИАРу суточная норма выброса по инертным газам (а она составляет 1690 кюри) в результате случившегося инцидента в первый день была перекрыта в 2,9 раза, во второй день - в 1,7 раза. Причем от себя поясню: выброс произошел на одном реакторе, а норма, как ни странно, берется в целом по институту - так принято у нас в России. Происходит своего рода сглаживание выброса за счет других производств атомного центра. Одновременно объем выброшенной активности "размазывается" на сутки, на все 24 часа.

А дальше ситуация еще более усложнилась. Из бассейна реактора МИР, куда была слита вода первого контура, начался непредсказуемый выход опаснейшего радиоактивного вещества - йода-131. В течение нескольких дней его выбрасывалось в трубу института по 50-70 милликюри. Для сравнения: суточная норма в отношении этого ингредиента в целом по институту составляет всего лишь 3,3 милликюри. Таким образом ежесуточно она перекрывалась в 15-20 раз!

У внимательного читателя может возникнуть вопрос: почему на йод-131 распространены очень строгие нормы? Дело в том, что он является вреднейшим радиоактивным веществом и представляет большую опасность для здоровья людей даже в мизерных дозах. Его биологическая доступность очень высока. Йод-131 может попадать в организм человека и с вдыхаемым воздухом, и с употребляемой пищей, например, со свежими молочными продуктами, с выращиваемыми на местных огородах и дачных участках овощами и особенно с листовой зеленью.

Поступающий в организм человека радиоактивный йод быстро всасывается в кровь и лимфу. Накопление его происходит прежде всего в щитовидной железе. Очень опасен йод-131 для детей, что связано с малыми размерами у них этого важнейшего органа. А в организме беременной женщины радиоактивный йод быстро переходит к плоду, и в его крохотной щитовидной железе, по данным радиобиологов, накапливается аж 50-60 процентов от всего объема поступившего йода. То есть в щитовидной железе плода формируются дозы в десятки раз большие, чем в железе беременной женщины. Если же говорить о конкретном воздействии йода-131 на организм человека, то он в конечном результате повреждает не только щитовидную железу, но и сосуды, вызывает необратимые радиоимунные нарушения.

К сожалению, жителям региона, как и в январе 1996 года после радиоактивного выброса 4,5 тонны радиоактивной парогазовой смеси, ничего своевременно не сообщили о нависшей угрозе. А ведь обязательно следовало бы посоветовать населению принять конкретные меры предостороженности, поменьше бывать на улице, уберечь детей. Тем временем йод-131, выбрасываемый в атмосферу под большим напором воздуха, разносился по всей округе на десятки километров.

Когда я спросил о причине затянувшегося молчания по поводу случившегося у начальника штаба гражданской обороны г.Димитровграда З.Агишева, то к своему великому удивлению узнал, что он даже не знает о многократном превышении нормы выброса йода-131, хотя выбросы продолжались уже несколько дней. Правда, выяснилось, что информационное сообщение НИИАРа за подписью главного инженера А.Грачева (ныне А.Грачев - директор атомного центра) ему все-таки передали. Однако оно оказалось настолько закамуфлированным, что сыграло с начальником штаба ГО злую шутку и весьма неприятная весть атомного центра даже не была разгадана. Для наглядности эту часть официального сообщения НИИАРа процитирую: "По состоянию на 28-29 июля значения выбросов по инертным газам не превышают разрешенных, по йоду-131 суточный выброс составляет 60-70 милликюри." А о том, что по йоду-131 происходит многократное превышение нормы - ни слова!

Что же касается непосредственно руководства НИИАРа, то оно, как всегда, упорно заявляло будто бы ничего страшного нет, а "концентрация йода в воздухе над территорией института, г.Димитровграда и близлежащих населенных пунктов значительно ниже допустимых значений".

А повышенный выброс йода-131 тем временем продолжался. И так происходило около трех недель!


НЕ ЙОД ИСКАЛИ, А ОПРАВДАНИЯ

Определять содержание йода в воздухе в Ульяновской области до сих пор имеет возможность только НИИАР. Остальные соответствующие организации (городской комитет охраны природы, штаб гражданской обороны, городской центр санэпиднадзора, местная инспекция Госатомнадзора) необходимым для этих целей оборудованием не располагают.

Для читателей обязательно следует пояснить следующее: "засечь" йод-131 в воздухе обычными дозиметрами нельзя. Для этого требуется совсем иное оборудование, в частности, так называемые "воздуходувки". Через них прокачиваются тысячи кубометров воздуха, затем проводится радиохимический анализ установленных фильтров и, исходя из объема задержанных радионуклидов, осуществляется подсчет.

Об этом как будто бы не ведали члены комиссии, осуществлявшие в НИИАРе проверку после того, как шум подняли димитровградские и ульяновские газеты (несколько публикаций были подготовлены мною). В ответ из Ульяновска направили комиссию, в состав которой входили представители областного комитета по охране природы, областного центра Гидрометеорологии, городского штаба ГО. Как сказано в подписанном ими документе, "обследование было проведено в связи со сложившимся общественным мнением, что НИИАР загрязняет окружающую среду".

Да, в те дни продолжались выбросы йода-131. Но вот закавыка - проверяющие проводили свое обследование... самыми обычными дозиметрами. Проще говоря, они измерили лишь гамма-фон. А радионуклид йода-131 - это прежде всего бета-излучатель. И определить его концентрацию в воздухе применявшимися дозиметрами, разумеется, невозможно. Тем не менее в акт были записаны выводы, которые стали для руководства НИИАРа надежной защитой. Они гласят следующее: произведенные замеры гамма-излучения находятся в пределах естественного радиационного фона, дополнительного радиационного воздействия со стороны НИИАРа на окружающую среду не установлено, мероприятия по защите населения от радиационного водействия не требуются. И этот документ тут же был распространен пресс-службой НИИАРа для опубликования в местных средствах массовой информации.


МЫ ВСЕ - ЗАЛОЖНИКИ

Анализ ситуаций с двумя радиоактивными выбросами убеждает, что мы все являемся заложниками руководства НИИАРа. В дополнение надо сказать несколько слов о трубе НИИАРа. Той самой высоченной трубе, через которую атомный центр выбрасывает радиоактивные газы и аэрозоли в атмосферу. Кто контролирует суммарный объем выбросов? Только сам НИИАР. Никакую другую организацию к ней со своими датчиками здесь не допускают.

Реактор МИР. Именно разгерметизация твэлов (справа) привела к радиоактивному выбросу на этом объекте
Реактор МИР.
Именно разгерметизация твэлов (справа)
привела к радиоактивному выбросу на этом объекте
Собственно, у НИИ атомных реакторов нет никакой заинтересованности сообщать полную правду о радиоактивном загрязнении окружающей среды, о происходящих выбросах. Кто станет отвечать за эти ЧП? Да, конечно же руководство института и те сотрудники, по чьей вине произошел выброс. Вот почему в НИИАРе очень заинтересованы в том, чтобы максимально преуменьшить фактические данные.

Конечно, руководители НИИАРа могут возразить: мол, мы не враги сами себе и своим детям! Этот аргумент они использовали не раз и прежде. На первый взгляд, он вроде бы весьма убедительный. Но это только на первый взгляд. Фактически же сами атомщики оказались в сетях Минатома и вынуждены скрывать истинное положение, замазывая собственные промахи. Эти люди вольно или невольно держатся за свои места, чтоб не лишится должности, заработка. Отсюда - замалчивание!

А вот почему не выполнила свои прямые функции приезжавшая из Ульяновска комиссия - это большой вопрос. Тут можно высказать лишь предположения. Одно из них заключается в том, что у проверяющих верх взяло желание успоить население. Вполне вероятно и другое: проявилась явная неподготовленность членов комиссии к глубоким, основательным проверкам, связанным с радиоактивными выбросами.

На мой взгляд, из-за неподготовленности и бездеятельности соответствующих надзирающих служб страдает не только население города, но и городская казна. Причем ущерб этот огромный, многомиллионный. Дело в том, что статья 57 Закона "Об использовании атомной энергии" гласит: "Правительство Российской Федерации обеспечивает выплату сумм по возмещению убытков и ущерба, которые причинены радиационным воздействием и ответственность за которые несет эксплуатирующая организация... посредством предоставления необходимых сумм до полного возмещения причиненных убытков и вреда..." Практическое применение эта и другие статьи данного закона уже находят.

Покажу на конкретном примере, связанным с атомным предприятием в Томске-7. Некоторое время назад там была авария, которая привела к радиоактивному выбросу. Первоначально томские атомщики, как и руководство димитровградского НИИАРа, с дозиметрами в руках доказывали, что радиационный фон находится почти в норме. А когда по приглашению томичей прибыли независимые специалисты, в их числе представители Социально-экологического союза, то проведенное обследование выявило отнюдь не радостную картину. После чего общественность области вместе с местными властями начали упорно выбивать возмещение причиненного ущерба. И в конце концов Правительство РФ все-таки приняло специальное постановление. В частности, для завершения работ по ликвидации последствий аварии согласно этому документу на 1998-2000 годы Томской области выделялось свыше 75 миллиардов рублей, в том числе из федерального бюджета более 22 миллиардов (в недоминированных рублях). Утвержденными правительством мероприятиями было предусмотрено завершение строительства нескольких объектов здравоохранения, в том числе здания клинической больницы, детской инфекционной больницы, радиологического лабораторного корпуса Центра санэпиднадзора, областного центра радиационной безопасности и контроля в 30-километровой зоне и т.д.

А почему бы и властям Димитровграда не использовать выбросы на законных основаниях в пользу городской казны?

Администрации и общественности Димитровграда надо бы сообща подумать также об изменении статуса ОЗОС НИИАРа. Этот отдел атомного центра должен выполнять свои прямые функции - прежде всего защищать право жителей региона на благоприятную окружающую среду, а не интересы института. Вот почему разумно поставить отдел в двойное подчинение. Пусть он выдает информацию и НИИАРу, и городу. А в прямом подчинении он должен бы находиться у центра санэпиднадзора - областного или городского. Разумеется, санэпиднадзору следовало бы передать от Минатома и финансы на содержание ОЗОС.

Наш "Центр содействия гражданским инициативам" готов всячески содействовать улучшению постановки контроля за радиационным состоянием окружающей среды города Димитровграда и всего региона.

М. ПИСКУНОВ,
председатель совета "Центра содействия гражданским инициативам",
редактор информационного бюллетеня "Гражданская инициатива".


< Предыдущая статья Содержание Следующая статья >

Hosted by uCoz