Главная страница | English | Бюллетень "Гражданская инициатива" | Публикации | Ссылки | О нас | Пишите нам | Карта сайта
< Предыдущая статья | Следующая статья > |
НКО: в чём сила?
ОБЩЕСТВО-ПРАВИТЕЛЬСТВО: ПЕРВЫЙ ДИАЛОГ |
В течение недели 11 лидеров общественных объединений Урала, Сибири, Поволжья и Москвы вели переговоры в рамках программы "Общество-Правительство: диалоги о национальной безопасности". От нашей области в состав делегации входил М.А.Пискунов - председатель совета Димитровградского "Центра содействия гражданским инициативам", редактор информационного бюллетеня "Гражданская инициатива", координатор направления радиационной безопасности Ассоциации экологических общественных объединений Ульяновской области.
Руководитель Госатомнадзора России Ю.Г.Вишневский |
- Целью программы, - говорит Наталия Ивановна, - является создание общественных условий необратимости ядерного разоружения, предотвращение возникновения дополнительных рисков для населения, проживающего около ядерных объектов, усиление гражданского контроля за нераспространением ядерных материалов в ходе ядерного разоружения.
Проводя работу по Программе "Общество-Правительство: диалоги о национальной безопасности", посланцы общественности "ядерных" регионов России встретились в Москве с руководящими работниками Госкомитета по охране окружающей среды, Министерства природных ресурсов, Госатомнадзора, Министерства иностранных дел, Министерства атомной энергии. Речь шла о проблемах ядерной и радиационной безопасности, обсуждались предложения, связанные с защитой прав населения на благоприятную окружающую среду.
Встреча в Госатомнадзоре России |
В ходе переговоров представители "ядерных" регионов вели речь о другом опаснейшем проекте атомщиков - об использовании в атомной энергетике оружейного плутония. К сожалению, такого рода работы уже проводятся в Димитровграде, на базе НИИАРа. Руководство института выдает их за передовое достижение. Однако, как показывает анализ, применение топлива с использованием опаснейшего вещества - плутония - грозит не только крайне усугубить радиационную обстановку (напомним: смертельная доза плутония - 239 для человека во много раз меньше одного миллиграмма, период полураспада - 24 тысячи лет!), но и привести к неоправданно большим затратам в экономике. Вот почему представители общественности на встречах в Госатомнадзоре и Минатоме предложили не использовать плутоний в реакторах, а захоранивать его вместе с радиоактивными отходами, в специальных матрицах. Кстати, к этому варианту склоняются авторитетные специалисты ядерной индустрии США, других стран.
Особую озабоченность у общественности вызывают планы Министерства атомной энергии изменить российское законодательство с тем, чтобы получить возможность ввозить в Россию радиоактивные материалы и отходы из других стран. В настоящее время усиленно проталкивается законопроект "О промышленной переработке и хранении ядерного топлива". Представители "ядерных" регионов выступили категорически против этого законопроекта и получили поддержку почти всех министерств и ведомств, с которыми проходили переговоры. Например, острая критика законопроекта была высказана в Госатомнадзоре России, в том числе его начальником Ю.Г. Вишневским.
Кстати, после завершения переговоров по предложению М.А.Пискунова делегация общественных объединений направила соответствующее обращение руководству Госдумы, во все фракции и депутатские группы. В этом обращении, в частности, было заявлено о том, что принятие законопроекта "О промышленной переработке и хранении ядерного топлива" является недопустимым, что лидеры общественных антиядерных объединений требуют поименного открытого голосования по данному законопроекту с тем, чтобы избиратели знали позицию каждого депутата, каждой фракции и депутатской группы. Между прочим, активная позиция общественности заставила депутатов Госдумы пока воздержаться от обсуждения и принятия названного законопроекта.
О результатах переговоров в Москве представители "ядерных" регионов высказались так:
Андрей Талевлин (Челябинск, "Правосознание): "Проект "Общество - Правительство: диалоги о национальной безопасности" объединил общественные организации Урало-Сибирского региона и Поволжья. Именно данные регионы оказались заложниками российской атомной промышленности. Здесь расположены крупные предприятия Министерства атомной энергии, которые теперь осуществляют еще и программу ядерного разоружения, и деятельность которых существенно влияет на окружающую среду, к сожалению, не в лучшую сторону".
Надежда Кутепова (Озерск, "Движение за экологическую безопасность"): "Думаю, что данная программа - это первый опыт встреч представителей общественных организаций с Правительством в России вообще как для общественных организаций, так и для самого Правительства. Впервые представители неправительственных организаций России по собственной инициативе не только напрямую, глаза в глаза, заявили руководству страны о своем существовании и видении ядерной политики, но и вышли с конкретными предложениями к Правительству. Мы понимали, что Правительству сейчас тоже трудно, и, идя на встречу с представителями министерств, намеревались все же донести до них всю боль наших регионов".
Анатолий Богуславский (Новосибирск "Союз ученых за глобальную ответственность"): "Мы показали, что в России имеются люди, всерьёз озабоченные проблемами своей страны и способные осуществлять масштабные проекты с этой целью. Сильная сторона также и в том, что мы убедились, что наша работа - не глас вопиющего в пустыне, и что в верхах власти есть люди, понимающие нашу обеспокоенность. Соответственно, у нас расширилось поле деятельности, нужно продумывать стратегию работы с этими вышестоящими фигурами для привлечения их на свою сторону."
Константин Козлов (Томск, "Томская Экологическая Студенческая Инспекция"): "Для многих, как и для меня, это была первая встреча на высшем уровне, в которой мы донесли проблемы регионов до высших чиновников. Мы поверили в свои силы, приобрели опыт работы, познакомились с заинтересованными людьми в Правительстве. У нас есть желание и дальше участвовать в этой программе".
А вот как отозвалась о первых переговорах в рамках программы "Общество-Правительство: диалоги о национальной безопасности" ее автор и руководитель Наталия Миронова: (Челябинск, "Движение за ядерную безопасность"): "Эти переговоры показали принципиальную возможность организации такого мероприятия из региона. Программа будет нами продолжена
Переговоры велись в доброжелательном духе, и в большинстве случаев наши проблемы и предложения были внимательно выслушаны и обсуждены. Только в Минатоме нас оборвали, когда мы стали говорить о вредном влиянии ядерных предприятий на состояния здоровья населения. Нам тут же продемонстрировали письменный, заранее приготовленный, ответ по этой проблеме. Этот ответ Минатома мы получили по почте уже после завершения переговоров, и он заслуживает отдельных комментариев.
Нашу первую программу переговоров мы выстроили на том, к чему были более всего готовы, и что носит явно выраженный региональный характер: на экологических проблемах и состоянии здоровья населения и рабочих ядерных предприятий, а также на несоблюдении Минатомом законодательства России и его попытках повлиять на его изменение в ведомственных коммерческих интересах. Мы не стали на нашей первой встрече впрямую обсуждать проблемы ядерного разоружения и управления плутонием, чтобы не отпугнуть чиновников, и не закрыть дальнейшую возможность переговоров. Нашу позицию по вопросам ядерного разоружения, управления плутонием и нераспространению мы изложили в Заявлении, которое мы передавали вместе с пакетом документов. Обсуждать с правительством проблемы безопасности разоружения и предотвращения распространения ядерных материалов мы планируем на переговорах 2000 года.
Наши встречи еще раз подтвердили впечатление о том, что в настоящее время Минатому практически выдан "карт-бланш" на всю его деятельность со стороны большинства государственных органов управления. Проблема тут и в "человеческом факторе": в отделы министерств и комитетов, курирующих деятельность Минатома и осуществление ядерной политики государства, приглашаются в основном бывшие работники Минатома или бывшего Третьего Главка Минздрава, тесно связанного с атомным ведомством финансовыми и идеологическими узами. Именно так Минатом через своих бывших работников лоббирует свои ведомственные интересы в государственных структурах.
Мы также убедились в том, что органы исполнительной государственной власти готовы сотрудничать с общественными организациями регионов страны. Почти все сотрудники министерств и ведомств, с которыми мы встречались, выразили желание взаимодействовать с неправительственными организациями в будущем, в этих государственных структурах также изъявили готовность предоставлять нам всю необходимую информацию, что очень важно. По многим обсуждаемым вопросам мы выяснили, что позиции НПО совпадают с позициями ведомств. Максимальное взаимопонимание мы встретили в Госатомнадзоре и Министерстве природных ресурсов".
< Предыдущая статья | Содержание | Следующая статья > |