Главная страница | English | Бюллетень "Гражданская инициатива" | Публикации | Ссылки | О нас | Пишите нам | Карта сайта


N1(5) 2000 г.
Содержание
< Предыдущая статья | Следующая статья >

НКО: в чём сила?

ОБЩЕСТВО-ПРАВИТЕЛЬСТВО:
ПЕРВЫЙ ДИАЛОГ

В течение недели 11 лидеров общественных объединений Урала, Сибири, Поволжья и Москвы вели переговоры в рамках программы "Общество-Правительство: диалоги о национальной безопасности". От нашей области в состав делегации входил М.А.Пискунов - председатель совета Димитровградского "Центра содействия гражданским инициативам", редактор информационного бюллетеня "Гражданская инициатива", координатор направления радиационной безопасности Ассоциации экологических общественных объединений Ульяновской области.

Руководитель Госатомнадзора России Ю.Г.Вишневский
Руководитель Госатомнадзора России
Ю.Г.Вишневский
Инициатором Программы "Общество-Правительство: диалоги о национальной безопасности" выступила руководитель Челябинского движения "За ядерную безопасность" Н.И.Миронова. А сама идея появилась в ходе знакомства с опытом работы крупной американской общественной Ассоциации "Альянс за ядерную ответственность", объединяющей представителей общественных структур из городов и штатов США, где расположены и действуют промышленные ядерные комплексы военного назначения. Об одной из таких поездок к американским коллегам, в которой участвовал и М.А.Пискунов, рассказывалось в информационном бюллетени "Гражданская инициатива", N 2 за 1999 год.

- Целью программы, - говорит Наталия Ивановна, - является создание общественных условий необратимости ядерного разоружения, предотвращение возникновения дополнительных рисков для населения, проживающего около ядерных объектов, усиление гражданского контроля за нераспространением ядерных материалов в ходе ядерного разоружения.

Проводя работу по Программе "Общество-Правительство: диалоги о национальной безопасности", посланцы общественности "ядерных" регионов России встретились в Москве с руководящими работниками Госкомитета по охране окружающей среды, Министерства природных ресурсов, Госатомнадзора, Министерства иностранных дел, Министерства атомной энергии. Речь шла о проблемах ядерной и радиационной безопасности, обсуждались предложения, связанные с защитой прав населения на благоприятную окружающую среду.

Встреча в Госатомнадзоре России
Встреча в Госатомнадзоре России
А вопросы были по каждому из регионов, представители которых участвовали в переговорах. Полагаем, что читателей нашего информационного бюллетеня "Гражданская инициатива" особенно интересуют "ядерные" проблемы Ульяновской области. Вот почему об этом сообщаем несколько подробнее. Так, в ходе переговоров М.А.Пискунов заострил внимание на выявленных "Центром содействия гражданским инициативам" многочисленных нарушениях, связанных с эксплуатацией в Димитровграде полигона по захоронению жидких радиоактивных отходов. Ведь НИИ атомных реакторов закачивает свои отходы в водоносные пласты недалеко от скважин, через которые забирается питьевая вода для населения западной части города. Было высказано предложение - отказаться от такого опасного метода и по опыту других ядерных держав перейти к отвержению жидких отходов, а к ответственным лицам, нарушившим действующее законодательство при выдаче лицензии на использование недр, принять строгие меры. Эти предложения получили поддержку, в том числе со стороны первого заместителя Министра природных ресурсов В.А.Пака.

В ходе переговоров представители "ядерных" регионов вели речь о другом опаснейшем проекте атомщиков - об использовании в атомной энергетике оружейного плутония. К сожалению, такого рода работы уже проводятся в Димитровграде, на базе НИИАРа. Руководство института выдает их за передовое достижение. Однако, как показывает анализ, применение топлива с использованием опаснейшего вещества - плутония - грозит не только крайне усугубить радиационную обстановку (напомним: смертельная доза плутония - 239 для человека во много раз меньше одного миллиграмма, период полураспада - 24 тысячи лет!), но и привести к неоправданно большим затратам в экономике. Вот почему представители общественности на встречах в Госатомнадзоре и Минатоме предложили не использовать плутоний в реакторах, а захоранивать его вместе с радиоактивными отходами, в специальных матрицах. Кстати, к этому варианту склоняются авторитетные специалисты ядерной индустрии США, других стран.

Особую озабоченность у общественности вызывают планы Министерства атомной энергии изменить российское законодательство с тем, чтобы получить возможность ввозить в Россию радиоактивные материалы и отходы из других стран. В настоящее время усиленно проталкивается законопроект "О промышленной переработке и хранении ядерного топлива". Представители "ядерных" регионов выступили категорически против этого законопроекта и получили поддержку почти всех министерств и ведомств, с которыми проходили переговоры. Например, острая критика законопроекта была высказана в Госатомнадзоре России, в том числе его начальником Ю.Г. Вишневским.

Кстати, после завершения переговоров по предложению М.А.Пискунова делегация общественных объединений направила соответствующее обращение руководству Госдумы, во все фракции и депутатские группы. В этом обращении, в частности, было заявлено о том, что принятие законопроекта "О промышленной переработке и хранении ядерного топлива" является недопустимым, что лидеры общественных антиядерных объединений требуют поименного открытого голосования по данному законопроекту с тем, чтобы избиратели знали позицию каждого депутата, каждой фракции и депутатской группы. Между прочим, активная позиция общественности заставила депутатов Госдумы пока воздержаться от обсуждения и принятия названного законопроекта.

О результатах переговоров в Москве представители "ядерных" регионов высказались так:

Андрей Талевлин (Челябинск, "Правосознание): "Проект "Общество - Правительство: диалоги о национальной безопасности" объединил общественные организации Урало-Сибирского региона и Поволжья. Именно данные регионы оказались заложниками российской атомной промышленности. Здесь расположены крупные предприятия Министерства атомной энергии, которые теперь осуществляют еще и программу ядерного разоружения, и деятельность которых существенно влияет на окружающую среду, к сожалению, не в лучшую сторону".

Надежда Кутепова (Озерск, "Движение за экологическую безопасность"): "Думаю, что данная программа - это первый опыт встреч представителей общественных организаций с Правительством в России вообще как для общественных организаций, так и для самого Правительства. Впервые представители неправительственных организаций России по собственной инициативе не только напрямую, глаза в глаза, заявили руководству страны о своем существовании и видении ядерной политики, но и вышли с конкретными предложениями к Правительству. Мы понимали, что Правительству сейчас тоже трудно, и, идя на встречу с представителями министерств, намеревались все же донести до них всю боль наших регионов".

Анатолий Богуславский (Новосибирск "Союз ученых за глобальную ответственность"): "Мы показали, что в России имеются люди, всерьёз озабоченные проблемами своей страны и способные осуществлять масштабные проекты с этой целью. Сильная сторона также и в том, что мы убедились, что наша работа - не глас вопиющего в пустыне, и что в верхах власти есть люди, понимающие нашу обеспокоенность. Соответственно, у нас расширилось поле деятельности, нужно продумывать стратегию работы с этими вышестоящими фигурами для привлечения их на свою сторону."

Константин Козлов (Томск, "Томская Экологическая Студенческая Инспекция"): "Для многих, как и для меня, это была первая встреча на высшем уровне, в которой мы донесли проблемы регионов до высших чиновников. Мы поверили в свои силы, приобрели опыт работы, познакомились с заинтересованными людьми в Правительстве. У нас есть желание и дальше участвовать в этой программе".

А вот как отозвалась о первых переговорах в рамках программы "Общество-Правительство: диалоги о национальной безопасности" ее автор и руководитель Наталия Миронова: (Челябинск, "Движение за ядерную безопасность"): "Эти переговоры показали принципиальную возможность организации такого мероприятия из региона. Программа будет нами продолжена

Переговоры велись в доброжелательном духе, и в большинстве случаев наши проблемы и предложения были внимательно выслушаны и обсуждены. Только в Минатоме нас оборвали, когда мы стали говорить о вредном влиянии ядерных предприятий на состояния здоровья населения. Нам тут же продемонстрировали письменный, заранее приготовленный, ответ по этой проблеме. Этот ответ Минатома мы получили по почте уже после завершения переговоров, и он заслуживает отдельных комментариев.

Нашу первую программу переговоров мы выстроили на том, к чему были более всего готовы, и что носит явно выраженный региональный характер: на экологических проблемах и состоянии здоровья населения и рабочих ядерных предприятий, а также на несоблюдении Минатомом законодательства России и его попытках повлиять на его изменение в ведомственных коммерческих интересах. Мы не стали на нашей первой встрече впрямую обсуждать проблемы ядерного разоружения и управления плутонием, чтобы не отпугнуть чиновников, и не закрыть дальнейшую возможность переговоров. Нашу позицию по вопросам ядерного разоружения, управления плутонием и нераспространению мы изложили в Заявлении, которое мы передавали вместе с пакетом документов. Обсуждать с правительством проблемы безопасности разоружения и предотвращения распространения ядерных материалов мы планируем на переговорах 2000 года.

Наши встречи еще раз подтвердили впечатление о том, что в настоящее время Минатому практически выдан "карт-бланш" на всю его деятельность со стороны большинства государственных органов управления. Проблема тут и в "человеческом факторе": в отделы министерств и комитетов, курирующих деятельность Минатома и осуществление ядерной политики государства, приглашаются в основном бывшие работники Минатома или бывшего Третьего Главка Минздрава, тесно связанного с атомным ведомством финансовыми и идеологическими узами. Именно так Минатом через своих бывших работников лоббирует свои ведомственные интересы в государственных структурах.

Мы также убедились в том, что органы исполнительной государственной власти готовы сотрудничать с общественными организациями регионов страны. Почти все сотрудники министерств и ведомств, с которыми мы встречались, выразили желание взаимодействовать с неправительственными организациями в будущем, в этих государственных структурах также изъявили готовность предоставлять нам всю необходимую информацию, что очень важно. По многим обсуждаемым вопросам мы выяснили, что позиции НПО совпадают с позициями ведомств. Максимальное взаимопонимание мы встретили в Госатомнадзоре и Министерстве природных ресурсов".


< Предыдущая статья Содержание Следующая статья >

Hosted by uCoz